Menu

Домашние задания полезны в терапии, практикуются, если нет сопротивления и других мешающих факторов.

- Написание автобиографии: от зачатия до настоящего момента, с акцентом на эмоции, травмы, типичные сценарии и переосмысление. Родителей и других близких спрашивать аккуратно и доброжелательно, можно совместно смотреть детские фото, и самые важные принести потом в терапию.

БИОГРАФИЯ, ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Как проходила беременность, как прошли роды, в каких семейных обстоятельствах это было.

2. Первый год жизни — гв, кто вокруг, как самочувствие, события. Какое ощущение от жизни сложилось в первый год?

3. Дошкольный период: болезни, происшествия, кто вокруг, первые воспоминания, садик/социум. Кто я, какой я.

4. 5-6-7 лет — образ семьи, мужское и женское, опыт входа в школу и больший социум. Кто я в отношениях?

5. Школа и социальная интеграция — важные события и воспоминания. Я компетентен? Я могу?

6. Подростковый период — кризис, бунт, сексуальность, друзья, влюбленности, важные события и чувства. Утверждение себя в мире.

7. Взросление: важные события дальнейшей жизни. Что привело в текущую точку.

 Общий анализ: какие задачи и ценности дала мне семья, а какие я сам?

 

- Гневное письмо тем, на кого много злости - и затем работа с ним в терапии, без отсылания адресату.

- Ведение дневника эмоций, проблемных ситуаций, типичных убеждений.

- Записывание сновидений и своих ассоциаций к ним

- Осмысление потребляемого контента: любимые сказки, книги, фильмы, музыкальные композиции и их смысл в контексте личной истории. Чем бы я выразил свою суть?

- Диалоги субличностей: критик-родитель, ребенок и др. - типичные мысленные круги.

- Диалоги с родителем, терапевтом - воображение

- Активное воображение на значимые темы, в продолжение снов

- Социальный атом - все значимые связи и фигуры, их смысл

- Построение семейного древа и осмысление его

- Напишите, что вас бесит: в мире, в людях, в вашей жизни.
 
- Отцы и дети: опишите суть конфликта между вами и родителями. Замечали ли вы подобные конфликты других людей этих поколений?
 
- Вы человек, с которым всегда случается... что? какой именно вы человек, как бы вы себя охарактеризовали?
 
- Какие самые сильные эмоции вы испытывали в своей жизни? опишите причины и обстоятельства.
 

- Опишите, какие послания, ценности и установки передали вам ваши родители. Какие из них вам хорошо легли, а какие вызывают конфликт?

Описание некоторых упражнений

Техника анализа характера Алмаз героя, 6 вопросов

 

Анкета-опросник по мотивам ОПД-3

(рабочий инструмент психолога)

I. Повод обращения и отношение к терапии

1. Что побудило вас обратиться именно сейчас?
Ответ клиента:
Наблюдения психолога (осознанность, конкретность, эмоциональный тон):

2. Как вы сами объясняете свои трудности?
Ответ:
Наблюдения (уровень инсайта, склонность к внешним атрибуциям, самокритика):

3. Что вы ожидаете от терапии, как понимаете, что она может дать?
Ответ:
Наблюдения (реалистичность, готовность к сотрудничеству):

4. Как вы обычно реагируете, когда кто-то пытается помочь или советует?
Ответ:
Наблюдения (сопротивление, зависимость, избегание):

5. Что вам помогает или мешает обращаться за поддержкой?
Ответ:
Наблюдения:

II. Межличностные паттерны

1. Как вы обычно чувствуете себя рядом с другими людьми?
Ответ:
Наблюдения (уровень тревоги, дистанция, спонтанность):

2. Что для вас труднее — быть ближе или сохранять дистанцию?
Ответ:
Наблюдения:

3. Как вы реагируете, когда чувствуете критику, равнодушие или отвержение?
Ответ:
Наблюдения:

4. Что обычно происходит, когда вы злитесь на кого-то?
Ответ:
Наблюдения (способ выражения агрессии, контроль, проекция):

5. Какие сценарии в отношениях повторяются чаще всего?
Ответ:
Наблюдения:

6. Как вы воспринимаете заботу или тепло со стороны других?
Ответ:
Наблюдения (способность принимать любовь, перенос):

III. Актуальные внутренние конфликты

1. Что для вас важнее — быть самостоятельным или нужным другим?
Ответ:
Наблюдения:

2. Как вы переживаете чувство вины, если делаете что-то для себя?
Ответ:
Наблюдения:

3. Сложно ли вам выражать гнев или несогласие?
Ответ:
Наблюдения:

4. Бывает ли, что ваши желания противоречат вашим убеждениям?
Ответ:
Наблюдения:

5. Что вы чувствуете, когда ваши ожидания к другим не оправдываются?
Ответ:
Наблюдения:

Комментарий психолога (основной тип конфликта: зависимость-автономия, контроль-подчинение, вина-самоуважение, идеалы-реальность и т.п.):

IV. Структура личности и Я-функции

1. Насколько вам понятно, что вы чувствуете в разных ситуациях?
Ответ:
Наблюдения (осознанность аффекта):

2. Как вы обычно справляетесь с сильными чувствами (страх, злость, стыд)?
Ответ:
Наблюдения (саморегуляция, защита, соматизация):

3. Насколько вы чувствуете границы между собой и другими людьми?
Ответ:
Наблюдения:

4. Бывает ли, что вы теряете чувство себя, будто становитесь «другим» в разных ролях?
Ответ:
Наблюдения:

5. Как вы воспринимаете свои ошибки или слабости?
Ответ:
Наблюдения (уровень самопринятия, нарциссическая уязвимость):

6. Насколько вы способны понять, что чувствует другой человек?
Ответ:
Наблюдения (ментализация, эмпатия):

7. Что помогает вам сохранять внутреннюю устойчивость в стрессовых ситуациях?
Ответ:
Наблюдения (ресурсы, внутренние опоры):

Оценка психолога (ориентировочно): высокий / средний / низкий уровень структурной интеграции.

V. Ресурсы, контекст, жизненные темы

1. Кто или что поддерживает вас в трудные времена?
Ответ:
Наблюдения:

2. Есть ли у вас деятельность, где вы чувствуете смысл и компетентность?
Ответ:
Наблюдения:

3. Как вы обычно принимаете решения — больше рационально или эмоционально?
Ответ:
Наблюдения:

4. Как вы представляете себе будущее?
Ответ:
Наблюдения (реализм, наличие надежды):

5. Какие темы или чувства чаще всего возвращаются в вашей жизни?
Ответ:
Наблюдения (центральные мотивы, повторяющиеся нарративы):

Оценка терапевта (ресурсы): выраженные / умеренные / ограниченные.

VI. Прогностические и терапевтические факторы (ОПД-3 дополнение)

1. Как вы относитесь к мысли, что изменения требуют времени и усилий?
Ответ:
Наблюдения (реалистичность ожиданий):

2. Что для вас значит «доверять терапевту»?
Ответ:
Наблюдения:

3. Что может помешать вам оставаться в терапии?
Ответ:
Наблюдения:

4. Как вы реагируете, если чувствуете непонимание со стороны специалиста?
Ответ:
Наблюдения:

Комментарий: уровень мотивации, способность к альянсу, устойчивость участия.

VII. Итоговые наблюдения терапевта (служебная часть)

Общий эмоциональный тон интервью:

Уровень саморефлексии:

Преобладающие защиты:

Доминирующие темы и комплексы:

Возможные контрпереносные реакции:

Потенциал для психодинамической терапии...

Случайная цитата:

Внутренняя вселенная творческой личности - нечто, подобное вулкану. В глубинах вулкан скрывает постоянный жар и кипящую энергию, выбрасывая искры, камни и пламя, когда подойдет время. Однако, если заткнуть его, вскоре последует взрыв.

Джойс МакДугалл

Искать на сайте: