Menu

 Основы схематерапии, по книгам Дж.Янга, для личного пользования

Схема-терапия хорошо подходит для работы с пограничным типом психики, а также помогает хорошо рационализировать и концептуализировать работу механизмов психики.

Схемная терапия (англ. schema therapy) — психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, в отношении которых оказываются неэффективными методы когнитивно-поведенческой психотерапии, а также для лечения сильных депрессивных и посттравматических расстройств и устранения других психологических проблем у индивидов и семейных пар.

 

Схемная терапия опирается на несколько направлений психотерапии (когнитивно-бихевиоральную терапию, психоанализ, теорию объектных отношений, теорию привязанности, гештальт-терапию) и использует разные терапевтические техники, например, навыки межличностного общения, диалоги один на один, групповые обсуждения и конструктивизм. Схемная терапия также заимствует многие методики и теоретические построения у трансакционного анализа.

 

Схемная терапия чаще всего применяется в лечении нарциссического и пограничного расстройств личности. В отличие от когнитивно-бихевиоральной психотерапии, схемная терапия учитывает и прорабатывает детские травмы и сильные чувства, связанные как с текущими, так и с прошлыми ситуациями.

 

Ранняя дезадаптивная схема — это паттерн восприятия действительности, сформировавшийся в детстве под влиянием травматических событий или плохого обращения и активирующийся на протяжении всей жизни при некоторой схожести обстоятельств с событиями в детстве. При активации схемы человек переживает сильные негативные эмоции и использует свои привычные копинг-стили, чтобы с ними справиться. Есть три копинг-стиля - капитуляция, избегание и сверхкомпенсация, каждый из которых включает несколько копинг-стратегий.

 

Ранняя дезадаптивная схема руководит действиями человека, помогая ему упрощать восприятие угрожающих ситуаций. Независимо от копинг-стиля все действия человека приводят к усилению и подкреплению схемы, и нужна специальная терапия, чтобы помочь человеку ослабить действие своих схем и действовать более здоровым образом.

 

Цель схемной терапии — помочь пациенту идентифицировать свои схемы, осознать источник эмоций, возникающих при активации схемы, пережить эти эмоции и найти способы иначе реагировать на события, активирующие схему.

 

Джеффри Янг разработал несколько опросников, помогающих схемному терапевту проверить свои гипотезы по поводу активных схем клиента: Схемный опросник Янга, Опросник родительского стиля Янга и два опросника, помогающие оценить использование копинг-стилей избегание и сверхкомпенсация.

 

 

 Режимы – это типичные состояния, которые запускаются от неких триггеров в жизни. Схемы – это устойчивые конструкты личности, а режимы – сиюминутные, и могут переключаться быстро и неосознанно. Человека уносит то в воронку самокритики, то в уязвимость, то в злость. Переключение режимов, разумеется, естественный для каждого живого существа процесс, но стоит задуматься – достаточно ли мы осознаем эти переключения, полезны ли они нам, удовлетворяются ли наши потребности в том или ином режиме.

 

Какие же режимы встречаются чаще всего?

 

Детские режимы (дисфункциональные):

уязвимый ребенок (боль, отчаяние, безнадежность, отсутствие поддержки);

несамостоятельный ребенок (некомпетентность, беспомощность, умаление);

покинутый ребенок (одиночество, отвержение, тревога);

рассерженный ребенок (злость, топать ногами, валяться по полу, или даже кричать и ломать);

упрямый (пассивное упрямство, нежелание подчиняться требованиям среды);

недисциплинированный ребенок (нет терпения, хочется отойти от дела);

импульсивный (срывы, “сейчас же дай”, получить то, что хочу немедленно).

 

Родительские режимы (дисфункциональные):

Требовательный родитель (ставлю завышенные требования перед собой и другими людьми, ключевые слова: статус, ответственность, эффективность, жизнь – гонка требований);

Наказывающий родитель (критика в адрес себя или других людей – словами, эмоциями, действиями – вплоть до самоповреждения);

Виноватый критик (виноват перед другими, должен помогать, не могу требовать от других).

 

Копинги (нежелательные способы справиться с напряжением:

Капитуляция (доверие схеме, погружение в переживания);

Избегание (уклонение от ситуаций);

Гиперкомпенсация (преодоление “от противного”).

Для обозначения этих режимов могут быть полезны метафоры: Послушный капитулянт, Отстраненный защитник, Отстраненный самоутешитель, Высокомерный самовозвеличиватель, Агрессивный задира.

 

Здоровые режимы:

Здоровый взрослый (понимание возможностей и ограничений, самостоятельный выбор, разнообразие интересов, планирование и позитивное видение будущего);

Хороший родитель (забота о себе и близких, понимание потребностей и их насыщение – любить и заботиться о внутреннем ребенке, защищать его от критики);

Счастливый ребенок (состояние любви, защищенности, радость и удовольствие от деятельности, ощущение компетентности и самостоятельности, возможность смеяться и веселиться).

Случайная цитата:

Долг без любви не радует (печалит). Истина без любви делает человека критичным (зависимым от критики). Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?

Лао-Цзы

Искать на сайте: