Menu

 Основы схематерапии, по книгам Дж.Янга, для личного пользования

Схема-терапия хорошо подходит для работы с пограничным типом психики, а также помогает хорошо рационализировать и концептуализировать работу механизмов психики.

Схемная терапия (англ. schema therapy) — психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, в отношении которых оказываются неэффективными методы когнитивно-поведенческой психотерапии, а также для лечения сильных депрессивных и посттравматических расстройств и устранения других психологических проблем у индивидов и семейных пар.

 

Схемная терапия опирается на несколько направлений психотерапии (когнитивно-бихевиоральную терапию, психоанализ, теорию объектных отношений, теорию привязанности, гештальт-терапию) и использует разные терапевтические техники, например, навыки межличностного общения, диалоги один на один, групповые обсуждения и конструктивизм. Схемная терапия также заимствует многие методики и теоретические построения у трансакционного анализа.

 

Схемная терапия чаще всего применяется в лечении нарциссического и пограничного расстройств личности. В отличие от когнитивно-бихевиоральной психотерапии, схемная терапия учитывает и прорабатывает детские травмы и сильные чувства, связанные как с текущими, так и с прошлыми ситуациями.

 

Ранняя дезадаптивная схема — это паттерн восприятия действительности, сформировавшийся в детстве под влиянием травматических событий или плохого обращения и активирующийся на протяжении всей жизни при некоторой схожести обстоятельств с событиями в детстве. При активации схемы человек переживает сильные негативные эмоции и использует свои привычные копинг-стили, чтобы с ними справиться. Есть три копинг-стиля - капитуляция, избегание и сверхкомпенсация, каждый из которых включает несколько копинг-стратегий.

 

Ранняя дезадаптивная схема руководит действиями человека, помогая ему упрощать восприятие угрожающих ситуаций. Независимо от копинг-стиля все действия человека приводят к усилению и подкреплению схемы, и нужна специальная терапия, чтобы помочь человеку ослабить действие своих схем и действовать более здоровым образом.

 

Цель схемной терапии — помочь пациенту идентифицировать свои схемы, осознать источник эмоций, возникающих при активации схемы, пережить эти эмоции и найти способы иначе реагировать на события, активирующие схему.

 

Джеффри Янг разработал несколько опросников, помогающих схемному терапевту проверить свои гипотезы по поводу активных схем клиента: Схемный опросник Янга, Опросник родительского стиля Янга и два опросника, помогающие оценить использование копинг-стилей избегание и сверхкомпенсация.

 

 

 Режимы – это типичные состояния, которые запускаются от неких триггеров в жизни. Схемы – это устойчивые конструкты личности, а режимы – сиюминутные, и могут переключаться быстро и неосознанно. Человека уносит то в воронку самокритики, то в уязвимость, то в злость. Переключение режимов, разумеется, естественный для каждого живого существа процесс, но стоит задуматься – достаточно ли мы осознаем эти переключения, полезны ли они нам, удовлетворяются ли наши потребности в том или ином режиме.

 

Какие же режимы встречаются чаще всего?

 

Детские режимы (дисфункциональные):

уязвимый ребенок (боль, отчаяние, безнадежность, отсутствие поддержки);

несамостоятельный ребенок (некомпетентность, беспомощность, умаление);

покинутый ребенок (одиночество, отвержение, тревога);

рассерженный ребенок (злость, топать ногами, валяться по полу, или даже кричать и ломать);

упрямый (пассивное упрямство, нежелание подчиняться требованиям среды);

недисциплинированный ребенок (нет терпения, хочется отойти от дела);

импульсивный (срывы, “сейчас же дай”, получить то, что хочу немедленно).

 

Родительские режимы (дисфункциональные):

Требовательный родитель (ставлю завышенные требования перед собой и другими людьми, ключевые слова: статус, ответственность, эффективность, жизнь – гонка требований);

Наказывающий родитель (критика в адрес себя или других людей – словами, эмоциями, действиями – вплоть до самоповреждения);

Виноватый критик (виноват перед другими, должен помогать, не могу требовать от других).

 

Копинги (нежелательные способы справиться с напряжением:

Капитуляция (доверие схеме, погружение в переживания);

Избегание (уклонение от ситуаций);

Гиперкомпенсация (преодоление “от противного”).

Для обозначения этих режимов могут быть полезны метафоры: Послушный капитулянт, Отстраненный защитник, Отстраненный самоутешитель, Высокомерный самовозвеличиватель, Агрессивный задира.

 

Здоровые режимы:

Здоровый взрослый (понимание возможностей и ограничений, самостоятельный выбор, разнообразие интересов, планирование и позитивное видение будущего);

Хороший родитель (забота о себе и близких, понимание потребностей и их насыщение – любить и заботиться о внутреннем ребенке, защищать его от критики);

Счастливый ребенок (состояние любви, защищенности, радость и удовольствие от деятельности, ощущение компетентности и самостоятельности, возможность смеяться и веселиться).

Случайная цитата:

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым

Пифагор

Искать на сайте: