Консультации в Москве

Уютные кабинеты в шаговой доступности от метро

Выбрать психолога

Вы не в Москве?

Консультации психолога по скайпу

Записаться

Проект Практика

Возможности для начинающих аналитических психологов

Подробнее

Волински, ложная проблема и ложное решение

В своей книге «Любовные отношения» Волински вводит понятия Ложной Сущности и Ложной Самости. Их также можно назвать Ложная Проблема и Ложное Решение.

« Я начал изучать трудности и проблемы отношений в свете психологии в целом. Особенное внимание и обратил на так называемый «шок осознания одиночества», который я описывал во втором томе трилогии «Путь человека». Что происходит в момент этой шокирующей травмы? Ребенок внезапно осознает свою оторванность от мамы. Это происходит в возрасте от 5 до 12 месяцев. Ребенок сопротивляется этому ужасному осознанию с такой силой, что это сопротивление порождает цепную реакцию, которая будет снова и снова воспроизводиться во всех его последующих отношениях. »

Итак, однажды маленький ребёнок сталкивается с ужасным пониманием, что он не всемогущ, например. Что мама – отдельное от него существо. Мама, столь необходимая ему, может вдруг пропасть, не откликнуться на его зов.  Вообще говоря, это шок. Ребёнок ищет причину, он находит её в себе.

«Когда дети чувствуют свою оторванность от мамы, то шок, испытываемый их нервной системой, приводит к нарциссической ране. В момент этого шока Ложная Проблема (Сущность) ребенка начинает оформляться и костенеть. Ложная Проблема – это решение, которое мы приняли о себе и о том, почему и за что нас разлучили с мамой. Итак, Ложная Проблема является неотъемлемым атрибутом этого естественного процесса расставания. Мы можем решить: «Меня отвергают, потому что я плохой и никчемный», «Меня отвергают, потому что я не такой, как надо», «Меня отвергают, потому что меня вообще нет на свете», «Меня отвергают, потому что я слабый и беспомощный» - и еще по массе подобных причин. »

Ребёнок изобретает какую-нибудь концепцию, которая ему всё объясняет. Что-то из этого списка, или похожее:

- Со мной что-то не в порядке.
- Я – ничтожество.
- Я не способен что-то сделать.
- Я недостоин любви.
- Я недостоин жить.

И проч.

Это ложится в основу мировоззрения ребёнка как аксиома. Она недоказуема, и потому неопровержима. Осознание такой «правды» про себя причиняет сильную боль, и потому для «борьбы» с ней ребёнок мобилизует свои силы. Ставит себе на будущее такую задачу.

« ЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА / ЛОЖНОЕ РЕШЕНИЕ
1. «Со мной что-то не в порядке». Доказать, что я – само совершенство.
2. «Я – ничтожество». Доказать, что я – сверхценность.
3. «Я не способен сделать это». Доказать, что я способен на все.
4. «Я неадекватен». Доказать, что я адекватен всегда.
5. «Меня нет на свете». Доказать, что я очень даже есть.
6. «Я одинок». Доказать, что у меня полно друзей.
7. «Я не самодостаточен». Доказать, что я самодостаточен во всем.
8. «Я беспомощен». Доказать, что я силен и могуч.
9. «Я не заслуживаю любви». Доказать, что меня все любят. »

Вот стратегия «доказать» и проявляется в дальнейшем, на протяжении всей жизни. И её можно отследить (и определить) в разных жизненных событиях и ситуациях. Как говорит сам Волински:

«Ложная Проблема может привести только к ложным выводам и ложным решениям, так как и те, и другие не опираются на ту реальность, которая существует здесь и сейчас.

Вы можете вновь и вновь создавать отношения, основная цель которых – очередная встреча с травмой «шока осознания одиночества». Вы будете пытаться преодолеть ее, исцелить, скрыть, разрешить, трансформировать, одухотворить, пересилить. Но помните: Ложная Проблема – это просто концепция, ложная причина, которую вы приняли за истинную; а любое решение, основанное на ложной посылке, ведет лишь к дальнейшим ложным выводам и решениям. Поскольку Ложное Решение – это концепция, появившаяся после Ложной Проблемы и «шока осознания одиночества», то она является вторичной по отношению к более ранней концепции, и оттого в ней больше лжи и притворства, чем в Ложной Проблеме.»