Menu

К истокам сексуальности: влияние первого эротического опыта подростка на формирование сексуальных предпочтений взрослого. Юный эрос между нормой и перверсией.

Все родом из детства, но на стадии семечка не всегда понятно что вырастет. Детские переживания, травмы и фиксации влияют на жизненный сценарий, в дошкольном возрасте происходит базовая гендерная идентификация.

В подростковом возрасте пробуждается сексуальная энергия, и любой опыт играет большую роль в развитии. Подростковая сексуальность это в первую очередь исследование, это путешествие в новое, под давлением с одной стороны инстинктов и гормонов, а с другой стороны социальных норм и требований социализации.


В этот период формируются типичные паттерны:
– активность или пассивность, агрессия, провокация
– субъект или объект
– равенство или иерархия, инцест
– сдвиг влечения на объект: тело, предмет, удовольствие, игра, еда, романтика, порнография
– образ другого
Проекция сексуальности разная у мужчин и женчин, это проекция желания или рая.


1. Первый эротический опыт как структура сценария
Под эротическим опытом мы понимаем не только первый половой акт, но и:

первую влюблённость;

мастурбацию с фантазиями;

эротические прикосновения;

просмотр порнографии;

флирт, который вызвал возбуждение или тревогу.

Психодинамическая перспектива:
По Фрейду и постфрейдистам (О.Феньхель, Ф. Дольто, Дж. Мак-Дугалл), сексуальный сценарий формируется через фиксации и вытесненные желания. Подростковый опыт становится "точкой сборки", где конденсируются:

детские сцены (наблюдение за сексуальностью родителей, ситуации насилия или стыда),

ранние фантазии (например, эдипова история),

идентификация с фигурами власти, любви, агрессии.

Пример:
Подросток влюбляется в учительницу, возбуждение сопровождается стыдом и чувством запрета. Это может закрепить бессознательный сценарий желания «высокой, недосягаемой женщины» или возбуждения, связанного с подчинением и интеллектуальной доминантой.

2. Формирование паттернов: активность–пассивность, субъект–объект
Активность / пассивность
Связано с ранним опытом границ и контроля. Если первый эротический опыт — насильственный или инициированный взрослым, подросток может зафиксироваться в роли объекта.

Исследования:

Графф (Graff, 2003): дети, пережившие сексуальную объективацию, чаще демонстрируют пассивные сексуальные сценарии во взрослом возрасте.

Fonagy et al. (2002): дефицит ментализации в подростковом возрасте приводит к сексуальному поведению без устойчивого чувства "Я как субъект желания".

Субъект / объект
Когда подросток чувствует себя желанным объектом, но не осознаёт собственного желания, это может закрепить паттерн быть желанным, но не желающим. Часто наблюдается в нарциссических конфигурациях.

Пример:
Девушка получает внимание за свою внешность, возбуждается от этого, но не формирует собственных влечений. Во взрослом возрасте — сексуальные отношения как подтверждение ценности, не как встреча желаний.

3. Иерархия и инцестуальные сценарии
Переживания с фигурами власти (учителя, тренеры, старшие родственники) часто формируют бессознательные матрицы иерархии. Они не обязательно реальны — достаточно интенсивной фантазии.

Инцестуальная динамика
Часто возникает при симбиотических отношениях с родителем противоположного пола. Перенос этой динамики в подростковую сексуальность формирует поиск похожих фигур или бессознательное влечение к запретному.

Пример:
Юноша фантазирует о подругах матери — перенос привязанности, эротизация женской зрелости и заботы.

4. Сдвиг либидо на объект (фетиш, символ, стиль)
Если прямое выражение сексуальности было невозможно или травматично, влечение смещается:
на части тела (ступни, волосы);
вещи (нижнее белье, униформа);
ритуалы (еда, сигареты, запахи);
игровые формы (сценарии господства-подчинения);
порнографические шаблоны.

Психоаналитики (Фрейд, Фромм, Лакан):
Такой сдвиг — результат травматического разрыва между возбуждением и эмоциональной близостью. Он позволяет удерживать возбуждение, избегая эмоциональной уязвимости.

Пример:
Подросток испытывает возбуждение, увидев чулки у взрослой женщины. Это сочеталось с тревогой и подавлением. Во взрослой жизни – фиксация на чулках как обязательном элементе возбуждения.

5. Проекция сексуальности: рай vs желание
Сексуальность женщины чаще ориентирована на образ рая — безопасность, растворение, соединение. У мужчины — на желание, дефицит, стремление, овладение. Это не биологическая разница, а результат гендерной социализации и архетипических проекций.

К. Юнг, Э. Неуманн, Л. Бостон:
Женщина проецирует Анимуса — он страстен, но часто холоден, недоступен. Мужчина — Аниму: чувственная, манящая, но часто молчаливая и туманная. Первый эротический опыт закрепляет образ этой "внутренней фигуры".

Пример:
Мужчина впервые возбуждается от недоступной и холодной девушки. Его анима становится «ледяной принцессой», и он всю жизнь влечётся к женщинам, которые отвергают.

6. Формирование сексуального предпочтения — это не линейный процесс, но первый эротический опыт задаёт:
структуру возбуждения (на что реагирует тело);
сценарий роли (кого я играю);
вектор влечения (куда я направляю либидо — на объект, процесс, фантазию);
границы желания и запрета.

Что с этим делать в терапии?

Работа с нарративом первого опыта: что запомнилось, что возбудило, что испугало.
Выявление бессознательных сценариев в текущих отношениях.
Проживание внутренней сцены с фигурой анимы/анимуса.
Работа с чувством стыда, вины, тревоги, сопровождавшими первую сексуальность.

Светлана Костина-Ерыкалова

 

Случайная цитата:

В чем вообще смысл жизни? - Людей, собственно, можно разделить на два класса: один должен работать, чтобы поддержать жизнь, другой не нуждается в этом. Но не в работе же людей первого класса смысл жизни! Если допустить это, выйдет колоссальное противоречие: постоянное добывание условий станет ответом на вопрос о значении того, что этим обусловливается! Жизнь другого класса тоже не имеет никакого иного смысла, кроме потребления готовых условий. Сказать же, что смысл жизни в смерти - вновь, кажется, противоречие...

Сьерен Кьеркегор

Искать на сайте: