Симбиотический характер
Симбиотический характер — это психологическая структура, при которой человек не чувствует себя отдельной автономной личностью, а существует через отношения с Другим. Его базовая потребность — быть слитым, нераздельным, нужным, спасённым или спасающим. Симбиотическая личность живёт «через другого», не имея устойчивого Я и автономных границ.
Этот характер может развиться как на фоне нарушений оральной стадии, так и в более поздних фазах, при отсутствии здоровой сепарации в младенчестве и раннем детстве. Симбиотический характер часто пересекается с пограничной организацией, но может быть и при невротическом уровне.
Сначала ребенок составляет с матерью единое целое. Затем происходит постепенное отделение ребенка от матери по мере его взросления. Если окружение ребенка реагирует на его отделение панически, или осуждающе, или подавляюще, ребенок решает «не буду отделяться» - и остается частью мамы, ее продолжением.
Последовательность такова:
- ребенок начинает сепарацию (поступки, служащие созданию дистанции, определению различий, демонстрации агрессии, выработке своей идентичности)
- поступает негативный ответ среды
- ребенок реагирует паникой
- фрустрация становится хронической
- ребенок подавляет себя, свои стремления, и развивает детерминированное другими Эго
В чем это выражается у ребенка?
В послушании, в зажатости, сдерживании дыхания и своих реакций, заторможенном развитии, психосоматике.
Характерное поведение: зависимость, самообвинения, страх сепарации.
1. Основные черты симбиотического характера
Эмоциональные и поведенческие признаки:
Неотделимость от значимых других: симбиотик не знает, где он, а где другой.
Постоянная озабоченность отношениями: боязнь быть покинутым или не нужным.
Зависимость от чужого настроения, мнения, присутствия.
Жертвенность, самоотверженность — часто во имя любви или долга.
Чувство вины за автономные желания, мысли, действия.
Злость и обида подавляются, потому что они «разрушают связь».
Часто не знает, чего хочет сам: желания формируются через желания другого.
Трудности в одиночестве — оно вызывает панику или ощущение пустоты.
Типичные убеждения:
Я ничто без тебя. Без тебя нет меня.
Спасибо тебе за меня.
Ты меня контролируешь (или ты не можешь без моего контроля).
Я отвечаю за тебя или ты отвечаешь за меня.
Я в тебе растворяюсь.
Я не могу терпеть наши различия.
Разлука невыносима для меня.
Мое счастье невозможно без тебя и может быть отложено ради тебя.
Твое счастье без меня будет ранить меня
В чем это может выражаться у взрослого?
Не достаточно развитое Я, концепции о себе. Идентичность находится в слиянии с близкими.
Собственное Я вытеснено и расщеплено.
Чувствительность и эмпатичность в отношениях.
Подавляемая агрессия, чувство вины. Проблема: потерять себя и быть с кем-то, или быть собой, но быть одиноким.
Есть сложности с распознаванием собственных предпочтений, мнений, вкусов, желаний.
Склонность подчиняться доминированию других вызывает страх перед утратой автономии и соблюдение жесткой дистанции. Но изоляция пугает потерей идентичности, себя. Страх может вызывать любая разница с другим как возможность отделения.
Размытие своих границ приводит также у нечеткости мышления в вопросах ответственности.
Где заканчивается Я и начинается другой?
Где искать свою идентичность – в себе или другом?
Отношения с другими часто воспринимаются в крайностях – Другой или оставляет, или порабощает.
2. Особенности детства
Родитель (чаще мать) не признавал психологическую отдельность ребёнка, воспринимал его как продолжение себя.
Родитель сам был эмоционально дефицитарным, и ребёнок становился его «заменителем» (утешителем, партнёром, другом).
Отсутствовала безопасная возможность отделяться, злиться, протестовать.
Попытки сепарации наказывались тревогой, обидой или эмоциональным отвержением.
В некоторых случаях — симбиоз как способ выживания в условиях непредсказуемости, хаоса или родительской депрессии.
3. Примеры
Взрослый человек, который не может решиться уйти из разрушающих отношений, потому что «он без меня пропадёт».
Женщина, которая полностью растворяется в заботе о ребёнке или муже, теряя интересы, тело, границы.
Мужчина, живущий с матерью, которая «без него не справится», хотя сам он глубоко одинок.
Симбиотик часто оказывается в отношениях с нарциссами или абьюзерами: он даёт, другой берёт.
4. Основные защиты
Отрицание границ — слияние вместо диалога.
Регрессия — возвращение к роли ребёнка или младенца.
Интроекция — поглощение чувств и установок других людей.
Растворение Я — подстройка под чужие желания и ритмы.
5. Переживание любви и заботы
Любовь = слияние. Любовь без зависимости воспринимается как фальшивая или холодная.
Забота = присутствие. Любое отсутствие — как покинутость.
Выдерживать чужую автономию невозможно: она воспринимается как отказ или предательство.
6. Терапия и коррекция
Цели:
Формирование устойчивого чувства Я;
Развитие способности к эмоциональной автономии и сепарации;
Усвоение границ: где заканчиваюсь я и начинается другой;
Признание права на злость, отказ, отдельность.
Терапия:
- развитие и поддержка Эго
- постепенная сепарация
- осознание агрессии и враждебности в переносе
- выражение чувств, особенно агрессии
- обучение самоуспокоению, выстраиванию границ
Методы:
Работа с границами — через телесные, эмоциональные и поведенческие практики;
Осознавание контрпереноса: терапевт может чувствовать, что его «нужно спасать» или «нельзя бросать»;
Поддержка в разворачивании индивидуальных желаний и интересов;
Фрустрация зависимости — терапевт остаётся надёжным, но не сливается;
Обработка чувства вины и страха, возникающих при отделении;
Медленное переживание одиночества как не разрушающего, а поддерживающего опыта.
Случайная цитата:
Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым
Пифагор