Menu

Сначала ребенок составляет с матерью единое целое. Затем происходит постепенное отделение ребенка от матери по мере его взросления. Если окружение ребенка реагирует на его отделение панически, или осуждающе, или подавляюще, ребенок решает «не буду отделяться» - и остается частью мамы, ее продолжением.

Последовательность такова:
- ребенок начинает сепарацию (поступки, служащие созданию дистанции, определению различий, демонстрации агрессии, выработке своей идентичности)
- поступает негативный ответ среды
- ребенок реагирует паникой
- фрустрация становится хронической
- ребенок подавляет себя, свои стремления, и развивает детерминированное другими Эго

В чем это выражается у ребенка?
В послушании, в зажатости, сдерживании дыхания и своих реакций, заторможенном развитии, психосоматике.
Характерное поведение: зависимость, самообвинения, страх сепарации.

В чем это может выражаться у взрослого?
Не достаточно развитое Я, концепции о себе. Идентичность находится в слиянии с близкими.
Собственное Я вытеснено и расщеплено.
Чувствительность и эмпатичность в отношениях.
Подавляемая агрессия, чувство вины. Проблема: потерять себя и быть с кем-то, или быть собой, но быть одиноким.
Есть сложности с распознаванием собственных предпочтений, мнений, вкусов, желаний.

Склонность подчиняться доминированию других вызывает страх перед утратой автономии и соблюдение жесткой дистанции. Но изоляция пугает потерей идентичности, себя. Страх может вызывать любая разница с другим как возможность отделения.
Размытие своих границ приводит также у нечеткости мышления в вопросах ответственности.
Где заканчивается Я и начинается другой?
Где искать свою идентичность – в себе или другом?
Отношения с другими часто воспринимаются в крайностях – Другой или оставляет, или порабощает.

Типичные убеждения:
Я ничто без тебя. Без тебя нет меня.
Спасибо тебе за меня.
Ты меня контролируешь (или ты не можешь без моего контроля).
Я отвечаю за тебя или ты отвечаешь за меня.
Я в тебе растворяюсь.
Я не могу терпеть наши различия.
Разлука невыносима для меня.
Мое счастье невозможно без тебя и может быть отложено ради тебя.
Твое счастье без меня будет ранить меня

Терапия:
- развитие и поддержка Эго
- постепенная сепарация
- осознание агрессии и враждебности в переносе
- выражение чувств, особенно агрессии
- обучение самоуспокоению, выстраиванию границ

Случайная цитата:

Долг без любви не радует (печалит). Истина без любви делает человека критичным (зависимым от критики). Воспитание без любви порождает противоречия. Порядок без любви делает человека мелочным. Предметные знания без любви делают человека всегда правым. Обладание без любви делает человека скупым. Вера без любви делает человека фанатиком. Горе тем, кто скуп на любовь. Зачем жить, если не для того, чтобы любить?

Лао-Цзы

Искать на сайте: