Оральный характер брошенный ребенок
Оральный характер — это психодинамический тип личности, сформированный на фоне нарушений в самой ранней стадии развития (до 2 лет), когда младенец полностью зависим от заботящегося взрослого и переживает фундаментальные опыты насыщения, безопасности, контакта и отвержения.
Причины формирования характера: Невнимательные родители, часто сами слишком требовательные. Ребенок оставляет свою зависимую позицию еще до того, как получит удовлетворение, оставаясь на самом деле хронически нуждающимся и зависимым, стараясь скрыть свои потребности, забыть о них. Конфликт: с одной стороны — потребность, а с другой — страх возможного повторения глубокого разочарования.
Ребенок взрослеет слишком рано.
В каждой такого рода личности скрывается глубокая травма вследствие необходимости становиться взрослым и принимать взрослую ответственность. Неосознанно брошенный ребенок жаждет, чтобы кто-нибудь о нем позаботился, и чувствует, что мир ему по-прежнему должен настоящую жизнь.
Как проявляется у взрослых:
- отказ от своих потребностей, их преуменьшение, неумение их выражать
- скрытое чувство неудовлетворенности жизнью и собой
- неумение просить о помощи, страх отказа, отвержения
- неумение заботиться о себе
- забота о других, иногда чрезмерная
- иногда срывы – болезни и депрессии, когда помощь других необходима
- высокая энергичность с периодами упадка сил
Есть как бы два Я:
- дающее, любящее, лечащее, заботливое и сильное Я
- травмированное, опустошенное, слабое, поврежденное и бессильное Я
Типичные убеждения:
Мне ничего не надо; всего этого я достигну самостоятельно.
Я нахожу себя в самоотдаче и любви.
Мои потребности слишком велики и могли бы притеснить других.
Если я буду нуждаться, то буду наказан и покинут
Оральный характер сталкивается со многими проблемами в любовных связях. Есть склонность или к слиянию, или к бегству. Для этих людей очень важны темы зависимости и независимости.
Сексуальные влечения, подобно другим важным жизненным силам, у орального характера слабы. Человек в значительно большей степени жаждет прикосновения, объятия и непосредственного физического контакта, нежели сексуального акта.
Брошенный ребенок переносит свой страх будущего одиночества на интимные связи. Его страх может быть источником ревности или периодических приступов паники по отношению к малейшим сигналам возможного оставления.
В современной клинической и характерологической психологии различают два базовых варианта орального характера:
голодный ребёнок (фигура активной нехватки);
брошенный ребёнок (фигура отвержения и утраты связи).
1. Оральный характер в целом: базовая структура
Базовый конфликт:
зависимость vs. автономия;
потребность в заботе vs. страх быть брошенным или поглощённым.
Центральные черты:
Чрезмерная потребность в подтверждении и принятии;
Чувство пустоты, внутренней нехватки, недокормленности (не только физической, но эмоциональной);
Повышенная чувствительность к отклонению, критике, изменению дистанции;
Склонность к идеализации объектов, особенно тех, кто «заботится»;
Трудности с выдерживанием одиночества и границ.
2. Вариант 1: Голодный ребёнок
Детский опыт:
Эмоциональная или физическая депривация: мама кормила, но без тепла; держала, но была отстранена;
Родитель отвергающий, холодный, поглощённый собой, недоступный;
Часто — долгие ожидания, голод, оставленность, хаотичная забота без ритма и предсказуемости.
Основные черты:
Постоянное внутреннее ощущение нехватки: «меня не любят», «я недостаточен»;
Навязчивая потребность быть услышанным, понятым, признанным;
Часто говорливы, стремятся занимать внимание, жалуются;
Могут казаться «требовательными», «липкими» в отношениях;
Бессознательная вера: «Если я достаточно попрошу, нуждаюсь, объясню — меня наполнят».
Защиты:
Регрессия, проективная идентификация, отрицание зависимости;
Сентиментальность, инфантилизация, манипуляции через слабость.
3. Вариант 2: Брошенный ребёнок
Детский опыт:
Потеря или эмоциональное исчезновение значимого объекта (матери) на раннем этапе;
Родитель физически или эмоционально исчезает: болезнь, уход, холодная депрессия;
У ребёнка формируется убеждение: «Я один, меня не спасут».
Основные черты:
Глубокое недоверие к другим, ожидание отказа и утраты;
Внешне — самодостаточность, независимость, ирония;
Внутри — тоска, страх быть покинутым, отчаяние;
Трудности с принятием заботы: любовь пугает, сближаться опасно;
Часто привязываются к недоступным объектам, чтобы избежать реальной близости.
Защиты:
Изоляция, интеллектуализация, цинизм;
Раннее формирование ложной взрослости, отказ от нужд.
4. Телесные особенности (по телесно-ориентированным школам)
Часто суженная грудная клетка (задержка дыхания, защита от боли разочарования);
Губы сжатые, нижняя челюсть напряжена (подавленные оральные импульсы);
Жесты: тянущиеся руки, поникшие плечи;
Телесная неуверенность, медлительность, слабый тонус.
5. Терапевтические задачи
Общее:
Создать надёжную, стабильную, ритмичную терапевтическую среду;
Помочь осознать и признать потребности без стыда;
Постепенно переносить фокус с объекта внешнего насыщения на внутренние опоры.
Для «голодного ребёнка»:
Пережить регрессию в безопасных границах: быть услышанным, "напитанным";
Сформировать опыт, что привязанность возможна без идеализации и захвата;
Учиться выдерживать фрустрацию без обесценивания и без разрушения связи;
Отказаться от фантазии о "всемогущем объекте", который утолит всё.
Для «брошенного ребёнка»:
Медленно выстраивать доверие к фигуре Другого;
Признать существование своей зависимости и потребности в заботе;
Снижать контроль и гипервзрослость, развивать способность принимать и просить;
Отработать реакции избегания, закрытости, обесценивания заботы.
Что можно делать в терапии:
Высвободить ощущения потребности и тоски и сопровождать клиента в их идентификации.
Проработать переживание печали о пережитой боли и глубокого отчаяния по причине покинутости.
Проработать чувство ярости по поводу покинутости.
Усилить экспрессию асертивности и агрессивности.
Высвободить настоящее чувство любви, особенно к главному объекту привязанности, и развить экспрессию этого чувства.
Помочь осознать свои потребности.
Помочь в распознавании паттерна компенсации и срыва.
Предлагать и обучать навыкам самоуспокоения и заботы о себе.
Развивать умение просить о помощи и обращаться за ней в непосредственных социальных отношениях.
Усилить способность к взаимности, контакты, основанные на принципе «взрослый - взрослый» и подлинное, индивидуальное формирование любовных связей (в отличие от связей, основанных на зависимости и созависимости).
6. В чем отличие от других характеров
В отличие от нарциссической структуры — не стремится быть «особенным» ради внешнего признания, а нуждается в насыщении и контакте;
В отличие от шизоидной — не уходит в интеллектуализацию или изоляцию как базу, а страдает от недостатка контакта;
В отличие от истерической — не соблазняет, не манипулирует эротически, а нуждается в признании своей уязвимости и зависимости.
4 cтадии терапии Брошенного
1. Консалтинг (с течением времени возникает доверенность, уверенность, что тебя не бросят)
2. Отношения мамы и младенца (предельный позитивный перенос, прошу заботы)
3. Стадия разочарования (предельная жадность, голодный ребенок, прошу принять свою негативную сторону, нужно поставить границы)
4. Интеграция 2 и 3, эроса и деструктивности
Случайная цитата:
Ход почти любой психотерапии представляет собой последовательность непредсказуемых событий, приближающих нас к истине, которая оказывается фантастичнее любой фантастики.
Шелдон Роут