Menu

Оральный характер — это психодинамический тип личности, сформированный на фоне нарушений в самой ранней стадии развития (до 2 лет), когда младенец полностью зависим от заботящегося взрослого и переживает фундаментальные опыты насыщения, безопасности, контакта и отвержения.


Причины формирования характера: Невнимательные родители, часто сами слишком требовательные. Ребенок оставляет свою зависимую позицию еще до того, как получит удовлетворение, оставаясь на самом деле хронически нуждающимся и зависимым, стараясь скрыть свои потребности, забыть о них. Конфликт: с одной стороны — потребность, а с другой — страх возможного повторения глубокого разочарования.

Ребенок взрослеет слишком рано.

 

В каждой такого рода личности скрывается глубокая травма вследствие необходимости становиться взрослым и принимать взрослую ответственность. Неосознанно брошенный ребенок жаждет, чтобы кто-нибудь о нем позаботился, и чувствует, что мир ему по-прежнему должен настоящую жизнь.

Как проявляется у взрослых:

 

- отказ от своих потребностей, их преуменьшение, неумение их выражать

 

- скрытое чувство неудовлетворенности жизнью и собой

 

- неумение просить о помощи, страх отказа, отвержения

 

- неумение заботиться о себе

 

- забота о других, иногда чрезмерная

 

- иногда срывы – болезни и депрессии, когда помощь других необходима

 

- высокая энергичность с периодами упадка сил

 

Есть как бы два Я:

 

- дающее, любящее, лечащее, заботливое и сильное Я

 

- травмированное, опустошенное, слабое, поврежденное и бессильное Я

 

Типичные убеждения:

 

Мне ничего не надо; всего этого я достигну самостоятельно.

 

Я нахожу себя в самоотдаче и любви.

 

Мои потребности слишком велики и могли бы притеснить других.

 

Если я буду нуждаться, то буду наказан и покинут

 

Оральный характер сталкивается со многими проблемами в любовных связях. Есть склонность или к слиянию, или к бегству. Для этих людей очень важны темы зависимости и независимости.

 

Сексуальные влечения, подобно другим важным жизненным силам, у орального характера слабы. Человек в значительно большей степени жаждет прикосновения, объятия и непосредственного физического контакта, нежели сексуального акта.

 

Брошенный ребенок переносит свой страх будущего одиночества на интимные связи. Его страх может быть источником ревности или периодических приступов паники по отношению к малейшим сигналам возможного оставления.

 


В современной клинической и характерологической психологии различают два базовых варианта орального характера:

голодный ребёнок (фигура активной нехватки);

брошенный ребёнок (фигура отвержения и утраты связи).

1. Оральный характер в целом: базовая структура
Базовый конфликт:
зависимость vs. автономия;

потребность в заботе vs. страх быть брошенным или поглощённым.

Центральные черты:
Чрезмерная потребность в подтверждении и принятии;

Чувство пустоты, внутренней нехватки, недокормленности (не только физической, но эмоциональной);

Повышенная чувствительность к отклонению, критике, изменению дистанции;

Склонность к идеализации объектов, особенно тех, кто «заботится»;

Трудности с выдерживанием одиночества и границ.

2. Вариант 1: Голодный ребёнок
Детский опыт:
Эмоциональная или физическая депривация: мама кормила, но без тепла; держала, но была отстранена;

Родитель отвергающий, холодный, поглощённый собой, недоступный;

Часто — долгие ожидания, голод, оставленность, хаотичная забота без ритма и предсказуемости.

Основные черты:
Постоянное внутреннее ощущение нехватки: «меня не любят», «я недостаточен»;

Навязчивая потребность быть услышанным, понятым, признанным;

Часто говорливы, стремятся занимать внимание, жалуются;

Могут казаться «требовательными», «липкими» в отношениях;

Бессознательная вера: «Если я достаточно попрошу, нуждаюсь, объясню — меня наполнят».

Защиты:
Регрессия, проективная идентификация, отрицание зависимости;

Сентиментальность, инфантилизация, манипуляции через слабость.

3. Вариант 2: Брошенный ребёнок
Детский опыт:
Потеря или эмоциональное исчезновение значимого объекта (матери) на раннем этапе;

Родитель физически или эмоционально исчезает: болезнь, уход, холодная депрессия;

У ребёнка формируется убеждение: «Я один, меня не спасут».

Основные черты:
Глубокое недоверие к другим, ожидание отказа и утраты;

Внешне — самодостаточность, независимость, ирония;

Внутри — тоска, страх быть покинутым, отчаяние;

Трудности с принятием заботы: любовь пугает, сближаться опасно;

Часто привязываются к недоступным объектам, чтобы избежать реальной близости.

Защиты:
Изоляция, интеллектуализация, цинизм;

Раннее формирование ложной взрослости, отказ от нужд.

4. Телесные особенности (по телесно-ориентированным школам)
Часто суженная грудная клетка (задержка дыхания, защита от боли разочарования);

Губы сжатые, нижняя челюсть напряжена (подавленные оральные импульсы);

Жесты: тянущиеся руки, поникшие плечи;

Телесная неуверенность, медлительность, слабый тонус.

5. Терапевтические задачи
Общее:
Создать надёжную, стабильную, ритмичную терапевтическую среду;

Помочь осознать и признать потребности без стыда;

Постепенно переносить фокус с объекта внешнего насыщения на внутренние опоры.

Для «голодного ребёнка»:
Пережить регрессию в безопасных границах: быть услышанным, "напитанным";

Сформировать опыт, что привязанность возможна без идеализации и захвата;

Учиться выдерживать фрустрацию без обесценивания и без разрушения связи;

Отказаться от фантазии о "всемогущем объекте", который утолит всё.

Для «брошенного ребёнка»:
Медленно выстраивать доверие к фигуре Другого;

Признать существование своей зависимости и потребности в заботе;

Снижать контроль и гипервзрослость, развивать способность принимать и просить;

Отработать реакции избегания, закрытости, обесценивания заботы.

 

Что можно делать в терапии:

 

Высвободить ощущения потребности и тоски и сопровождать клиента в их идентификации.

 

Проработать переживание печали о пережитой боли и глубокого отчаяния по причине покинутости.

 

Проработать чувство ярости по поводу покинутости.

 

Усилить экспрессию асертивности и агрессивности.

 

Высвободить настоящее чувство любви, особенно к главному объекту привязанности, и развить экспрессию этого чувства.

 

Помочь осознать свои потребности.

 

Помочь в распознавании паттерна компенсации и срыва.

 

Предлагать и обучать навыкам самоуспокоения и заботы о себе.

 

Развивать умение просить о помощи и обращаться за ней в непосредственных социальных отношениях.

 

Усилить способность к взаимности, контакты, основанные на принципе «взрослый - взрослый» и подлинное, индивидуальное формирование любовных связей (в отличие от связей, основанных на зависимости и созависимости).

6. В чем отличие от других характеров
В отличие от нарциссической структуры — не стремится быть «особенным» ради внешнего признания, а нуждается в насыщении и контакте;

В отличие от шизоидной — не уходит в интеллектуализацию или изоляцию как базу, а страдает от недостатка контакта;

В отличие от истерической — не соблазняет, не манипулирует эротически, а нуждается в признании своей уязвимости и зависимости.

4 cтадии терапии Брошенного

1. Консалтинг (с течением времени возникает доверенность, уверенность, что тебя не бросят)

2. Отношения мамы и младенца (предельный позитивный перенос, прошу заботы)

3. Стадия разочарования (предельная жадность, голодный ребенок, прошу принять свою негативную сторону, нужно поставить границы)

4. Интеграция 2 и 3, эроса и деструктивности

 

 

 

Случайная цитата:

Ход почти любой психотерапии представляет собой последовательность непредсказуемых событий, приближающих нас к истине, которая оказывается фантастичнее любой фантастики.

Шелдон Роут

Искать на сайте: