Правила и навыки психолога для студентов Практики
Универсальных правил психотерапии не существует, однако есть этический кодекс терапевта, границы сеттинга и терапевтический договор.
Вот некоторые из этих правил:
Терапевт заключает с клиентом терапевтический контракт и оказывает помощь исключительно в контексте этого соглашения. Контракт определяет терапевтические отношения, как обоюдное стремление, в котором профессиональные знания и навыки терапевта будут использованы для понимания сознательных и бессознательных мотивов поведения клиента в интересах решения его проблем.
Первичный контракт включает соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения. Другие пункты контракта обсуждаются по мере необходимости в процессе терапии: например, условия отмены сессий, оплаты пропусков сессий и т. д.
Цена за консультацию должна быть установлена терапевтом во время первой встречи (разговора) с клиентом. Плата за консультацию не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента.
Психолог (или психотерапевт) должен действовать в интересах клиента и учитывать их в первую очередь. Если состояние клиента вне компетенции терапевта, то терапевт должен направить его к нужному специалисту.
Если психолог знаком с клиентом или клиент является его другом или родственником, то будет лучше, если психолог направит его к другому специалисту. Это необходимо, так как специалист уже имеет сложившееся (и может быть слишком субъективное) мнение и отношения с этим человеком. Чтобы помочь клиенту терапевт должен стремиться быть наиболее объективным, чему могут препятствовать уже существующие неформальные отношения.
Часто в процессе психотерапии пациент выражает свои чувства и начинает все больше идеализировать терапевта, проецируя на него все самое лучшее, что есть в нем самом, в его прошлой жизни. В результате пациент может влюбиться в своего терапевта. Фрейд назвал этот феномен "переносом". В случае "переноса", терапевт пытается продолжать работу с пациентом, подводя его к осознанию того, что с ним происходит на самом деле. Психолог не имеет права, ни при каких обстоятельствах вступать с клиентом в интимные отношения. Профессиональная этика не допускает никаких форм использования клиента в интересах аналитика. Физический контакт агрессивной или сексуальной природы со стороны специалиста или кандидата не может быть признан этичным даже при согласии на него клиента.
Психолог гарантирует своему пациенту строгую конфиденциальность в отношении полученной информации во время встреч, даже если клиент сообщает о совершенных противоправных действиях.
Если клиент сообщает о готовящихся противоправных действиях (например, о планируемом в будущем убийстве или самоубийстве), то он имеет право сообщить данную информацию в правоохранительные органы или психиатру. Клиент предварительно ставится об этом в известность. Психолог имеет право нарушить конфиденциальность, если он выступает свидетелем в суде, о чем также сообщается клиенту.
Профессиональное поведение специалиста определяется интересами клиента, безопасностью общества и психотерапевта. Важнейшей основой психотерапевтической работы является информированность и добровольное участие клиента в аналитическом процессе.
Если клиент пропускает консультацию и не предупреждает об этом терапевта хотя бы за 24 часа, без уважительной причины, то клиент должен оплатить пропущенную сессию. Также, если пациент склонен длительное время (больше 15 минут) обсуждать с терапевтом по телефону свои проблемы, то специалист имеет право назначить гонорар за потраченное время. В свою очередь психолог заранее предупреждает клиента по телефону, если консультация по каким-либо причинам переносится.
В психотерапевтической практике терапевт получает плату от клиента только за оказанные им услуги и затраченное время работы. Величина почасовой оплаты определяется на основе открытого обсуждения с клиентом и должна быть приемлемой для обеих сторон. Клиент несет материальную ответственность за пропуски сессий. Психотерапевт не платит и не получает комиссионных при передаче или направлении клиентов другим специалистам. Во всех остальных случаях вопросы оплаты решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Количество встреч зависит от запроса клиента, и не всегда может быть точно спрогнозировано заранее. Решение об окончании терапии принимает клиент, после обсуждения этого с терапевтом.
Коллеги, участие в проекте «Практика» подразумевает определенный уровень ответственности перед клиентами, которых Вы принимаете в терапию. Люди, обращающиеся в проекты бесплатной психологической помощи, по определению могут быть нарушенными и/или иметь сложности в социальной адаптации, поэтому с ними мы должны быть особенно осторожны в работе. Ознакомьтесь с правилами работы в проекте.
1) Взяв клиента в работу, психолог обязуется «приносить его» на супервизию не реже, чем раз в месяц. (4 встречи группы в месяц = 8 разборов кейсов, все должны успевать)
2) При необходимости, психолог может выносить на супервизию своих клиентов, которые пришли в терапию не из проекта.
3) Вступая в проект, предполагается, что Вы будете иметь возможность участвовать в нем до конца, поэтому прежде, чем взять клиента в терапию, рассчитывайте свои возможности. Отказ от работы с клиентом на полпути может быть травматичным для последнего.
4) Если в силу обстоятельств Вы все же вынуждены выйти из группы супервизии, существует два возможных пути.
А) Вы продолжаете работать с клиентом вне группы, но проходите супервизии у Светланы Костиной не реже, чем раз в месяц.
Б) Вы проводите с клиентом три последние встречи, на которых завершаете работу с клиентом и объясняете ему максимально бережно причины прекращения работы (обязательно делайте акцент на том, что клиент в этом не виноват и не имеет к этому отношения, а также никак не мог на это повлиять, ЕСЛИ такие темы имеют место быть).
Некоторые необходимые знания и навыки:
1. Сеттинг
- Запрос и формирование цели терапии.
- Место и аналитический ритуал.
- Временные рамки в анализе.
- Оплата терапии. Изменение оплаты.
- Собственный терапевтический стиль.
- Приоритет методов работы (экспрессивная или поддерживающая терапия)
2. Психодиагностика
- Акцентуация характера (структураная и типологическая)
- Структура первичного интервью.
- Анализ защит
- Тип привязанности
3. Интерпретация
- Виды интерпретаций
- Примеры применения
4. Работа с переносом
- Самоощущение роли терапевта в анализе
- Восприятие роли клиента
- Персона и Тень клиента
- Дополняющий и согласующийся контрперенос
- Как говорить о переносных отношениях с клиентом
5. Анализ сновидений
- Ассоциирование
- Амплификация
- Интерпретация
- Анимация
- Примеры интеграции анализа в терапию
- Активное воображение и медитативные практики
6. Дополнительные методы
- генеалогия
- Нарративная практика
- Отражение
- Валидизация
- Терапевтическое самораскрытие
- Директивность в работе
5. Этические нормы
- Близкие отношения с клиентом до, во время и после работы.
Случайная цитата:
Христианин говорит: "Если бы все были добрыми, все стали бы счастливы". Социалист говорит: "Если бы все были счастливы, все стали бы добрыми". Фашист говорит: "Если бы все подчинялись государству, все были бы счастливы и добры". Лама говорит: "Если бы все были подобны мне, счастье и добро не имели бы значения". Гуманист говорит: "Счастье и добро нужно тщательно проанализировать". Последнее мнение наименее спорно
Джон Роберт Фаулз