Menu

Много лет вы живете с собой. со своей личностью, телом, психикой, вы смотрите свои сны, знаете свои истории. Вы можете многое рассказать о себе, стоит только позволить родиться рассказу. Вы человек вдохновения или плана? Если вы рациональны, придумайте концепцию и составьте план. Если иррациональны — ищите вдохновения, вынашивайте идею как ребенка. Перечитайте любимые автобиографии, хоть «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнга - и записывайте приходящие к вам идеи.

Для начала определитесь, для чего вы ее пишете, какая это автобиография.
Биография персоны — летопись заслуг и достижений- близка к резюме, только более развернутая, может включать в себя некоторые аспекты мировоззрания. Это биография для коллег или для будущих клиентов. Такая биография в сокращенном виде может быть опубликована вами.
Биография развития — пригодится для вашего аналитика, и особенно, если будете аналитика менять. Пишется с рождения, может включать краткую предысторию семьи, подробно раскрывает детство и юность и включает все эмоционально заряженные события.
Можно писать о себе как о проекте — если сейчас вы рассматриваете себя как проект и строите стратегию индивидуации.
Можно расписать эволюцию своих взглядов, можно рассказать историю своего сердца и его влечений.

Биография концептуальная — строится на неком концепте о себе. Можно выделить какую-то свою грань, которую считаете самой важной. Можно выбрать ключевой миф своей жизни и написать об этой ее стороне. Можно написать биографию по сновидениям — если помните или записывали сны.

Довольно интересно рассмотреть автобиографию с типологической точки зрения. Вы можете позволить себе написать боиграфию в свободном стиле, а потом по ней попробовать себя типировать. Или вы можете нарочито сосредоточится на одном или двух аспектах. В истории экстраверта больше других людей, тогда как в автобиографии интроверта они могут даже не упоминаться.
Сенсорная биография наполнена деталями, ощущениями, яркими картинками, вкусами и запахами, она воссоздает картины былого здесь и сейчас. "Солнечный свет из окна пронизывает воздух с пляшущими пылинками, рисунок света на полу, теплый наощупь, большая мебель и большой мир. Чужие люди, незнакомые дома, усатый троллейбус. Трудность звука Р в словах, непослушный язык или произносит Л, или шипит и не хочет вибрировать"
Интуитивная история бывает пронизана сложными связями — внутренними или внешними, тонкими и неуловимыми, но находящимися в фокусе внимания. "откуда-то я знал, что тишина в доме связана с разговорами взрослых и моим сном. при этом я был спокоен и уверен, что все происходит именно так, как надо"
Автобиография чувствующего типа всегда глубоко трогает эмоционально и рассказывает об отношениях в жизни человека. "С этой девочкой в детском саду никто не играл, она стояла одна, молчаливо передвигая игрушки. Я подошла к ней, и предложила дружить. С того дня мы вместе играли в группе и на прогулке, я защищала ее от вредных заводил"
История логика может быть хорошо структурирована и даже содержать полезную информацию, выходящую за пределы просто биографии. "Наше общение носило односторонний харакер, но дало мне много новых знаний. мы делали опыты, решали задачи вместе, и я открыл для себя мир химии, куда более глубокий, чем школьные опыты"

Можно написать о себе в каком-то стиле — в стиле блюза и жалобы, или триумфа оптимизма, в стиле описания психопатологии или феноменологии. Некоторые пишут нарочито просто, или отстраненно-объективно, или витиевато и поэтически.

Каждый человек многогранен и глубок. Не пытайтесь в одну маленькую автобиографию вместить всего себя целиком — это невозможно. Прислушайтесь к себе и подумайте — что в вас хочет быть расрытым.

Цель: зачем вы пишете?
Перед началом уточните фокус. Он определяет стиль и глубину:

Для общения (собеседование, знакомство, анкета): кратко, ясно, без лишней интимности. Цель — представить себя.

Для психолога: важно не «что», а как вы переживали, какие чувства, смыслы, повторяющиеся темы. Цель — раскрыть внутреннюю картину мира.

Для самоосознания: можно писать свободно, в дневниковом формате. Цель — увидеть свой путь, закономерности, незавершённые переживания.

Структура автобиографии
Можно использовать хронологическую, тематическую или экзистенциальную структуру.

I. Хронологическая структура (по этапам жизни)
1. Детство:

Что я помню из раннего возраста?

Какие были отношения с родителями, братьями/сёстрами?

Каким я был ребёнком? Чего боялся, к чему тянулся?

2. Подростковый возраст:

Как формировалась моя личность?

Конфликты, кризисы, важные встречи.

Какие образы себя и будущего были?

3. Молодость / ранняя зрелость:

Учёба, работа, отношения.

Первый успех и первая потеря.

Что я начал понимать о себе?

4. Текущее состояние:

Как я живу сейчас?

Что меня волнует?

Что кажется неразрешимым или повторяется?

5. Будущее:

Чего я хочу?

Какие страхи и надежды у меня есть?

II. Тематическая структура (по сферам жизни)
Можно писать главы или блоки:

Семья и родительские фигуры

Отношения (дружба, любовь, партнёрство)

Работа и призвание

Сексуальность и тело

Значимые потери и травмы

Религия, духовность, мировоззрение

Эмоции и внутренние конфликты

Я и общество (принадлежность, одиночество, инаковость)

III. Экзистенциальные темы (по Яломy, Франклу, Юнгу)
Кто я?

Чего я боюсь?

Во что я верю?

Как я переживаю свободу и ответственность?

Какую боль я несу?

Что для меня любовь?

Что я считаю смыслом жизни?

Как я справляюсь с утратами?

Где я ощущаю целостность?

Какова моя внутренняя история героя?

Подход для психолога: что важно
Психолога интересует ваше субъективное восприятие, поэтому:

Пишите искренне, без «правильных» формулировок.

Опишите чувства, внутренние конфликты, ценности и изменения.

Уточняйте периоды, когда было трудно, и как вы справлялись.

Особенно полезно отмечать повторяющиеся сценарии, реакции, образы себя и других — это помогает выявить схемы и защитные механизмы.

Вопросы для самоанализа (можно использовать как шаблон)
Детство:
Какой я был ребёнок? Что любил, чего боялся?

Какие чувства я испытывал к маме? к папе?

Что мне не хватало?

Кто был для меня опорой?

Отношения:
Какие отношения были у моих родителей — и как это повлияло на меня?

Как я веду себя в близости?

Кого я выбираю и почему?

Повторяющиеся темы:
Что я чувствую, когда остаюсь один?

В чём я себя обвиняю?

Как я защищаюсь от боли?

Потери и травмы:
Какие события оставили след?

Что я не смог прожить до конца?

Какие чувства я избегаю?

Ценности:
Что для меня важно?

Что я не могу простить?

Что делает меня живым?

Как завершить автобиографию
Завершение может быть открытым. Например:

Краткое резюме: «Пишу это, потому что хочу понять, где я застрял».

Отражение: «Раньше я думал, что всё в моей жизни случайно. Теперь вижу повторения и связи».

Намерение: «Я хочу научиться быть ближе к себе и другим, и надеюсь, что эта история поможет в этом».



Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик. 2013

Случайная цитата:

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным

Сенека

Искать на сайте: