Как понять кто перед вами
Как понимать других людей по тому, что мы видим.
Курс для всех интересующихся. Психология на свиданиях и переговорах.
Обретение позиции наблюдателя — как уйти от предубеждений и увидеть что есть
Самопонимание — хорошо знать себя, чтобы понять другого
Типы характеров и разные способы понимать.
Характерологические особенности
Типология: экстраверты, интроверты, что это нам дает
Четкость формулировок: чего ищем, как проверим
Основы физиогномики — на что во внешности стоит обращать внимание
Шерлок в деталях — читаем важное по мелочам
Самопрезентация как текст — что в нем правда
Язык жестов — на что обращать внимание
Третий не лишний — наблюдаем поведение со стороны
Доступный бэкграунд — на что обращать внимание в прошлом и настоящем
Картины будущего — по пути ли нам
Договориться на берегу — когда еще рано, а когда уже поздно
Черный лебедь — откуда ждать и как увидеть
Ведущий: психолог с 20летним стажем Светлана Костина-Ерыкалова, клиника доктора Юнга.
Группа онлайн.
Как понимать других людей по тому, что мы видим, практика.
1. Чтобы понимать другого, нужно учиться смотреть беспристрастно, замедлять реакцию, фиксировать ощущения и наблюдения, не спеша делать выводы. Это и есть позиция внутреннего наблюдателя.
Упражнение: В течение одного дня замечайте, как часто вы делаете поспешные выводы о людях. Поставьте себе задачу хотя бы в одной беседе отложить оценку и записать, что именно вы заметили: интонации, паузы, жесты, реакции.
2. Чем глубже человек осознаёт свои проекции, тип мышления и способ восприятия, тем меньше искажает поведение другого.
Упражнение: Напишите кратко: что вас раздражает в людях? Что вы осуждаете? Когда вы ощущаете притяжение? Что из этого можно отнести к проекциям?
3. Разные психотипы по-разному воспринимают и выражают информацию. Например, сенсорик конкретен, интуит - абстрактен. Экстраверт - говорит в моменте, интроверт - долго думает. Знание об этом помогает избегать недопонимания.
Упражнение: Вспомните двоих людей - экстраверта и интроверта. Какие слова, темы и ритмы общения у них отличались? Какие особенности вы замечаете у себя?
4. Шизоиды сдержаны, нарциссы ищут признания, параноиды напряжены и недоверчивы, депрессивные склонны к самокритике. По невербалике и темам разговора можно уловить тип организации характера.
Упражнение: Проанализируйте короткий диалог с собеседником - какие эмоции, темы и защитные реакции в нём преобладали?
5. Кернберг предложил наблюдать за:
уровнем идентичности (насколько целостен человек),
типом защиты (примитивные или зрелые),
степенью контакта с реальностью.
Упражнение: В следующей беседе задайте себе вопрос: человек говорит о себе как о целом или как о разных частях? Как он реагирует на критику или несогласие?
6. Психологическое наблюдение требует формулировок, которые можно проверить: «человек избегает контакта глазами», «голос понижается при теме личного» - это наблюдение, не интерпретация.
Упражнение: Попрактикуйтесь описывать поведение близких вам людей без оценок, только фактами.
7. В мимике и чертах лица сохраняется след привычных эмоций: сжатый рот - контроль, нахмуренный лоб - тревога. Это не приговор, а след психической истории.
Упражнение: Рассмотрите своё лицо в зеркале. Какие мышцы напряжены? Какие привычные выражения «живут» у вас?
8. Выбор обуви, ухоженность, запах, чистота ногтей, складки на одежде, следы от очков - всё говорит об образе жизни, темпе, ритуалах человека.
Упражнение: Попробуйте описать человека, увиденного в метро или кафе, по этим признакам. Какие гипотезы можно построить?
9. Внешность - это сообщение. Стиль, аксессуары, осанка, прическа - сознательный или бессознательный рассказ о себе.
Упражнение: Посмотрите на свои фотографии. Какой образ вы транслируете? Насколько он вам соответствует?
10. Позы, положение рук, дистанция - важные маркеры. Скрещенные руки - защита, наклон - вовлеченность, открытость - дистанцирование.
Упражнение: Наблюдайте за своей позой в разном окружении. Как вы сидите с друзьями, а как - с начальством?
11. Важно не только, что человек рассказывает, но и как: с теплотой или обвинением, с живостью или дистанцией.
Упражнение: Проанализируйте рассказ знакомого о детстве. Какие чувства сопровождают повествование? Насколько живы воспоминания? Какие факты важны и говорят о характере?
12. Горизонт планирования
Один говорит: «Через пять лет хочу открыть дело». Другой - «Не знаю, что будет завтра». Это многое говорит о тревожности, самоценности и структуре Я.
Упражнение: Спросите себя: каков мой горизонт? Чего я хочу через год? Через десять?
13. Перед началом общего дела, важно обсудить ожидания, распределение ролей, зоны ответственности и способы решения конфликтов.
Упражнение: Напишите чек-лист тем, которые вы хотите обсудить перед началом важного проекта или сотрудничества.
14. Каждый человек может проявить неожиданные черты в стрессовой или граничной ситуации. Понять, где эти «черные лебеди» скрыты - искусство наблюдения.
Упражнение: Вспомните, как вы или знакомые вели себя в кризисе. Что было неожиданным? Какие внутренние ресурсы или слабости проявились?
Это только первые шаги к психологическому чтению человека. Главное - сохранять уважение к индивидуальности другого, осознавая, что каждый человек - больше, чем сумма его признаков.
Случайная цитата:
в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?
К. Роджерс