Menu

Как понимать других людей по тому, что мы видим.

Курс для всех интересующихся. Психология на свиданиях и переговорах.

 

Обретение позиции наблюдателя — как уйти от предубеждений и увидеть что есть

Самопонимание — хорошо знать себя, чтобы понять другого

Типы характеров и разные способы понимать.

Характерологические особенности

Типология: экстраверты, интроверты, что это нам дает

Четкость формулировок: чего ищем, как проверим

Основы физиогномики — на что во внешности стоит обращать внимание

Шерлок в деталях — читаем важное по мелочам

Самопрезентация как текст — что в нем правда

Язык жестов — на что обращать внимание

Третий не лишний — наблюдаем поведение со стороны

Доступный бэкграунд — на что обращать внимание в прошлом и настоящем

Картины будущего — по пути ли нам

Договориться на берегу — когда еще рано, а когда уже поздно

Черный лебедь — откуда ждать и как увидеть

 

Ведущий: психолог с 20летним стажем Светлана Костина-Ерыкалова, клиника доктора Юнга.

Группа онлайн. 

Как понимать других людей по тому, что мы видим, практика.

1. Чтобы понимать другого, нужно учиться смотреть беспристрастно, замедлять реакцию, фиксировать ощущения и наблюдения, не спеша делать выводы. Это и есть позиция внутреннего наблюдателя.

Упражнение: В течение одного дня замечайте, как часто вы делаете поспешные выводы о людях. Поставьте себе задачу хотя бы в одной беседе отложить оценку и записать, что именно вы заметили: интонации, паузы, жесты, реакции.

2. Чем глубже человек осознаёт свои проекции, тип мышления и способ восприятия, тем меньше искажает поведение другого.

Упражнение: Напишите кратко: что вас раздражает в людях? Что вы осуждаете? Когда вы ощущаете притяжение? Что из этого можно отнести к проекциям?

3. Разные психотипы по-разному воспринимают и выражают информацию. Например, сенсорик конкретен, интуит - абстрактен. Экстраверт - говорит в моменте, интроверт - долго думает. Знание об этом помогает избегать недопонимания.

Упражнение: Вспомните двоих людей - экстраверта и интроверта. Какие слова, темы и ритмы общения у них отличались? Какие особенности вы замечаете у себя?

4. Шизоиды сдержаны, нарциссы ищут признания, параноиды напряжены и недоверчивы, депрессивные склонны к самокритике. По невербалике и темам разговора можно уловить тип организации характера.

Упражнение: Проанализируйте короткий диалог с собеседником - какие эмоции, темы и защитные реакции в нём преобладали?

5. Кернберг предложил наблюдать за:

уровнем идентичности (насколько целостен человек),
типом защиты (примитивные или зрелые),
степенью контакта с реальностью.
Упражнение: В следующей беседе задайте себе вопрос: человек говорит о себе как о целом или как о разных частях? Как он реагирует на критику или несогласие?

6. Психологическое наблюдение требует формулировок, которые можно проверить: «человек избегает контакта глазами», «голос понижается при теме личного» - это наблюдение, не интерпретация.

Упражнение: Попрактикуйтесь описывать поведение близких вам людей без оценок, только фактами.

7. В мимике и чертах лица сохраняется след привычных эмоций: сжатый рот - контроль, нахмуренный лоб - тревога. Это не приговор, а след психической истории.

Упражнение: Рассмотрите своё лицо в зеркале. Какие мышцы напряжены? Какие привычные выражения «живут» у вас?

8. Выбор обуви, ухоженность, запах, чистота ногтей, складки на одежде, следы от очков - всё говорит об образе жизни, темпе, ритуалах человека.

Упражнение: Попробуйте описать человека, увиденного в метро или кафе, по этим признакам. Какие гипотезы можно построить?

9. Внешность - это сообщение. Стиль, аксессуары, осанка, прическа - сознательный или бессознательный рассказ о себе.

Упражнение: Посмотрите на свои фотографии. Какой образ вы транслируете? Насколько он вам соответствует?

10. Позы, положение рук, дистанция - важные маркеры. Скрещенные руки - защита, наклон - вовлеченность, открытость - дистанцирование.

Упражнение: Наблюдайте за своей позой в разном окружении. Как вы сидите с друзьями, а как - с начальством?

11. Важно не только, что человек рассказывает, но и как: с теплотой или обвинением, с живостью или дистанцией.

Упражнение: Проанализируйте рассказ знакомого о детстве. Какие чувства сопровождают повествование? Насколько живы воспоминания? Какие факты важны и говорят о характере?

12. Горизонт планирования

Один говорит: «Через пять лет хочу открыть дело». Другой - «Не знаю, что будет завтра». Это многое говорит о тревожности, самоценности и структуре Я.

Упражнение: Спросите себя: каков мой горизонт? Чего я хочу через год? Через десять?

13. Перед началом общего дела, важно обсудить ожидания, распределение ролей, зоны ответственности и способы решения конфликтов.

Упражнение: Напишите чек-лист тем, которые вы хотите обсудить перед началом важного проекта или сотрудничества.

14. Каждый человек может проявить неожиданные черты в стрессовой или граничной ситуации. Понять, где эти «черные лебеди» скрыты - искусство наблюдения.

Упражнение: Вспомните, как вы или знакомые вели себя в кризисе. Что было неожиданным? Какие внутренние ресурсы или слабости проявились?

Это только первые шаги к психологическому чтению человека. Главное - сохранять уважение к индивидуальности другого, осознавая, что каждый человек - больше, чем сумма его признаков.

Случайная цитата:

в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?

К. Роджерс

Искать на сайте: