Menu

ДЕТСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ: НЕ НАВРЕДИ

Детская сексуальность — это естественная и необходимая часть психосоциального развития ребёнка. В отличие от взрослой сексуальности, она не направлена на другого как сексуальный объект, а служит исследованию собственного тела, удовольствия, отношений и границ.

Ошибочно думать, что ребёнок «сексуализируется» только под влиянием извне — в действительности сексуальность возникает изнутри, в ходе нормального развития, и требует грамотного сопровождения со стороны взрослых.

1. Что такое детская сексуальность
В психоанализе (З. Фрейд, Ф. Дольто, Лапланш) она понимается как многофазный процесс освоения телесных ощущений, удовольствия, различия полов, близости и отделения от Другого.

Первое, о чем спрашивают только что родившую женщину — кто родился - мальчик или девочка? И это явное воплощение уже обычно известной по узи информации, подтверждение адекватности и реальности. Если пол так важен, то почему так часто мы отделяем от пола вопрос сексуальности? Как будто пол у ребенка есть, а сексуальности нет.

 

Раньше считалось, что до определенного возраста дети лишены сексуальности. Одним из первых исследователей, заговоривших о детской сексуальности, был Зигмунд Фрейд. Его концепции психосексуального развития или Эдипова комплекса подвергались критике, но в основе своей содержат верные наблюдения — сексуальность присуща человеку с рождения, меняются ее формы.

 

Фрейд говорил о фазах развития ребенка и его сексуальности:

 

1. Оральная фаза — от рождения до полутора лет. Ребенок получает наслаждение от процесса еды и сосания, исследует мир на вкус. Можно сказать, эго главная эрогенная зона во рту. Дети в этой фазе и еще спустя некоторое время все берут в рот, облизывают. Для детей на грудном вскармливании естественно получать и еду, и любовь через сосок матери.

 

2. Анальная фаза длится примерно с полутора и до трех лет, это время приучения к горшку, развития самоконтроля. Ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы. Возможно возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) Фрейд описывал также проявления взрослого «анального» характера — склонность к жадности, педантичности и перфекционизму, и связывал такой характер с проблемами в анальной фазе развития.

 

3. Фаллическая фаза - 3.5 — 6 лет. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы, сравнивать свои и чужие; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, он начинает сравнивать себя с родителем своего пола и осваивать особенности своей половой роли. При проблемном прохождении стадии и ребёнка может произойти неправильное понимание половых ролей, что во взрослой жизни может привести к сложностям во взаимоотношениях с партнёрами.

 

4. Латентная фаза (6 — 12 лет) половой интерес снижен. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия переносится на освоение общечеловеческого опыта, закреплённого в науке и культуре, обучение, позание мира. а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи.

 

5. Генитальная фаза характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте. Это нормальное пробуждение сексуальности, желаний, влечений. Это также начало нормального отделения от родителей, и поиска сексуального партнера.

Примеры нормальных проявлений:

младенец исследует тело, получает удовольствие от прикосновений;

ребёнок 3–6 лет интересуется анатомией, задаёт вопросы про рождение;

может играть в «доктора», быть увлечён темой гендерных различий;

временная фокусировка на родителе противоположного пола (эдипов комплекс).

2. Где проходят границы нормы
Норма:
Игра и интерес в пределах возрастной группы;

Поведение не навязчиво, легко перенаправляется;

Нет сексуализированной мотивации (желания соблазнить, доминировать);

Нет чувства вины, стыда или страха.

Повод насторожиться:
Повторяющиеся сексуализированные игры с детьми младшего возраста;

Жесты, фразы, мимика, несоразмерные возрасту;

Навязчивое мастурбаторное поведение, которое нарушает повседневную активность;

Реакции избегания, страха при прикосновениях;

Секретность, тревожность, уход от вопросов;

Утрата интереса к обычной игре, сниженное настроение, изоляция.

Вероятный признак травмы:
Подозрительное знание о сексуальных действиях;

Сценарные сексуальные игры с элементами насилия;

Физические симптомы: боли, инфекции, телесные жалобы без ясной причины;

Резкие изменения в поведении, эмоциональные срывы, регресс.

3. Как не травмировать
Телесность:
Прикасайтесь к ребёнку с уважением к его телу и сигналам «не хочу»;

Объясняйте, что тело принадлежит ему — даже если вы родитель;

Используйте точные слова для обозначения частей тела.

Эмоциональный контакт:
Дети задают вопросы, когда готовы — отвечайте просто, честно, без стыда;

Не высмеивайте интерес, не табуируйте телесность;

Поддерживайте чувство безопасности при телесном исследовании и в вопросах «что можно».

Границы:
Объясняйте: «Есть части тела, которые интимные — и к ним никто не должен прикасаться без твоего согласия».

Учите говорить «нет» и слушать «нет» других.

4. Как понять, что что-то пошло не так
Сигналы возможной сексуальной травмы:

Ребёнок отказывается от контакта, замыкается;

Возникают непроизвольные сексуализированные действия;

Есть поведение, которое выглядит как отыгрывание (например, ребёнок «делает больно кукле» или «играет в насилие»);

Регресс в развитии (ночной энурез, агрессия, «замирание»);

Признаки диссоциации, пустой взгляд, резкая отстранённость.

Важно не «искать» травму, но и не игнорировать поведенческие сигналы, особенно если они появляются внезапно и не проходят.

5. Что можно сделать, если есть подозрение
Сохранять спокойствие и контакт — ребёнок реагирует прежде всего на эмоциональное состояние взрослого.

Не наказывать и не стыдить — стыд делает невозможным дальнейшее доверие.

Создать доверительную ситуацию — «Ты можешь рассказывать мне всё, даже если тебе кажется, что это плохо. Я рядом и помогу».

Обратиться к детскому психологу — даже если вы не уверены, лучше обсудить ситуацию в безопасной обстановке.

При наличии подтверждённого насилия — действовать в соответствии с законодательством (в большинстве стран это обязанность взрослого, узнавшего о факте насилия).

6. Что происходит в терапии
Восстановление контроля над телом и границами;

Работа с телесными и эмоциональными реакциями;

Освоение чувства стыда и страха, которые не могут быть выражены прямо;

Укрепление Я и способности распознавать сигналы от себя и других.

 

Так есть ли детская сексуальность, и как она проявляется? У мальчиков это более заметно, эрекция наблюдается еще во внутриутробном периоде, и потом с рождения. Ребенок может трогать себя, разглядывать себя в зеркале. Важно, чтобы мама младенца не избегала прикасаться к его гениталиям во время гигиенических процедур, но также не прибегала к излишнему вмешательству и гиперстимуляции. Не надо мыть внутри ни мальчиков, ни девочек, тем более с мылом. Нормального купания будет достаточно. Гениталии — нормальная часть тела, не стоит избегать их ли выделять вниманием.

Детская мастурбация начинается с самого раннего возраста. Она является формой самоисследования и самоуспокоения. Она является нормальной, если не становится навязчивой. Публичную мастурбацию лучше мягко пресекать, объясняя ребенку причины, и отвлекая его на другую деятельность. Навязчивая мастурбация является признаком тяжелого психического состояния ребенка. Она может быть реакцией на стресс или болезнь, на конфликты в семье, излишнее давление, а также быть признаком депривации. Дети в детских дома часто прибегают к мастурбации как к единственному способу получить ласку и успокоиться.

Не наказывайте детей за мастурбацию и самоисследование, не пугайте их страшными последствиями и карами. Если вам кажется, что внимание к теме излишне, просто переключите их, создайте условия для других игр.

Околосексуальные игры довольно распространены в детской среде. Они не наносят никакого психического вреда, если дети примерно одного возраста. Недопустимы сексуальные игры взрослых или подростков с детьми.

Детская сексуальность — не патология и не опасность, а форма освоения мира, тела и отношений.
Роль взрослого — создавать среду, в которой ребёнок может быть телесно и эмоционально в безопасности, быть услышанным, задавать вопросы, не бояться быть собой.
Ранняя поддержка может предотвратить тяжелые последствия — и стать началом здоровой субъектности.

В целом развитие детской сексуальности идет своим чередом, и главное, чем стоит руководствоваться в воспитании — принцип НЕ НАВРЕДИ.

Светлана Костина-Ерыкалова, 2012.

Случайная цитата:

После подростковой бури, когда для дочери типично всячески отвергать мать, она вернется к ней обратно, с новой силой привязанности, когда сама станет матерью.

Джойс МакДугалл

Искать на сайте: