Menu

Слово броманс происходит от английских слов bro (просторечная форма brother — брат) и romance (романтика). Термин был придуман в 1990-х гг. редактором журанала о скейтбординге Big Brother Magazine Дэйвом Карни. Он использовал это слово в нескольких случаях, чтобы описать специфические отношения, складывающиеся между скейтбордистами, которые проводили вместе очень много времени.

 

Броманс — культурный и психологический феномен, обозначающий эмоционально насыщенную, глубоко близкую, но при этом нефизически-интимную (не сексуальную) дружбу между мужчинами. Термин совмещает "brother" и "romance", отражая напряжение между традиционной маскулинной дистанцией и желанием влечения к эмоциональной близости и привязанности.

Изучение броманса позволяет рассмотреть не только изменение мужских ролей, но и скрытые напряжения вокруг гендера, привязанности и границ в культуре.

1. Что такое броманс
Ключевые характеристики:

высокоэмоциональная связь, основанная на признании, восхищении, лояльности;

свобода выражения чувств, которые в традиционной мужской культуре считаются «неподобающими» (тоска, нежность, восхищение, забота);

телесная, но не сексуализированная близость (прикосновения, совместные действия, телесная синхронность);

часто бессознательная романтизация другого — как идеального друга, «второго Я», иногда — как носителя качеств, которых нет у самого субъекта.

Примеры в культуре: Шерлок Холмс и Ватсон, Фродо и Сэм, Капитан Америка и Баки, Доктор Хаус и Уилсон.

2. Что броманс говорит о мужчинах
Броманс обнаруживает ряд вытесненных или недоразрешённых тем мужской субъективности:

а) Дефицит разрешённой эмоциональности.
Современная мужская культура (особенно в западных и постсоветских обществах) традиционно предполагает эмоциональную сдержанность и автономность. Броманс предоставляет безопасный сценарий выражения чувств — как будто это ещё дружба, но уже почти любовь.

б) Потребность в безоценочной привязанности.
Броманс — это формат отношений, где мужчина может быть уязвимым без страха быть отвергнутым или осмеянным. Это форма альтернативной привязанности, не обязательно адресованной женщине или родителю.

в) Проективная идентификация.
Друг в бромансе часто оказывается проекцией: он такой, каким я хочу быть, или каким я был/буду. Это сценарий слияния, символической компенсации утраты целостности Я.

г) Латентная гомоаффективность.
Броманс часто граничит с эмоциональной влюблённостью — гомоаффективной, но не гомосексуальной. Это не про сексуальное влечение, а про признание и стремление к эмоциональной полноте с другим мужчиной.

3. Почему броманс интересен женщинам
Женская аудитория — значительная часть поклонников броманс-литературы и сюжетов (включая фанфикшн, мангу, кино).

Психологические причины:

а) Восстановление утраченного мужского чувства.
В женском восприятии броманс может восприниматься как форма мужской эмоциональности, которой не хватает в реальной жизни. Здесь мужчина чувствующий, преданный, внимательный, не угрожающий и не скрытный.

б) Безопасная идентификация.
Женщина может бессознательно идентифицироваться с одним из героев, но без сексуального контекста. Это интрапсихическая работа с темами лояльности, дружбы, признания, без риска романтической боли или фрустрации.

в) Поддержка отношений без конкуренции.
В бромансе нет женщин, значит, нет сценария сравнения, ревности, соперничества. Женщине может быть приятно наблюдать эмоциональную динамику, в которой она не объект оценки или желания.

г) Тема заботы и спасения.
Часто один из героев броманса «сломлен», травмирован, уязвим — и другой его спасает, принимает. Это универсальный архетип исцеления через привязанность, который может резонировать с женской эмоциональной историей.

4. Броманс как симптом и как надежда
Броманс может быть рассмотрен как симптом незавершённого процесса перестройки мужской субъективности. Он указывает:

на потребность в новой модели близости между мужчинами;

на дефицит нормативных моделей, где эмоциональность у мужчин допустима;

на сдвиг от конкуренции к признанию.

С другой стороны, это форма внутрикультурного запроса на иную маскулинность — менее репрессивную, более эмпатичную, интегрированную. В этом смысле броманс может быть и социальной фантазией, и переходной формой, и ареной для исследования мужской души.



Яркие примеры нам всем известны: Шерлок Холмс и доктор Ватсон, доктор Хаус и Уилсон..

Существует множество широко известных примеров ревностной мужской дружбы на протяжении большей части истории Запада, и такие отношения также являлись общими. В конце XIX века распространение фрейдизма и боязнь быть заподозренными в гомосексуальных отношениях привели к тому, что мужчины-гетеросексуалы старались избегать экспрессивных проявлений привязанности.

Исследователи в области дружбы и мужественности обнаружили, что последние поколения мужчин, выросших в семьях матерей-феминисток в 1970-х годах более эмоционально открыты и выразительны. Кроме того у них меньше опасений по поводу гомосексуальности, поэтому они чувствуют себя более комфортно, исследуя глубокие дружеские отношения с другими мужчинами. Исследования, проведенные американскими учеными, показывают, что тенденция отказа от «традиционных представлений о мужествености» наиболее распространена среди мужчин англо-саксонского происхождения и наименее — среди выходцев из Африки, а испанцы находятся между ними. Кроме того учёные установили, что те, кто решительно поддерживает «традиционные представления о мужественности», наиболее склонны к алекситимии. Ещё одним влияющим на броманс фактором считается то, что мужчины стали жениться в более позднем возрасте.

Дружба между мужчинами часто основывается на совместной деятельности, включая «гейминг», игру на музыкальных инструментах, походы за покупками, курение, беседы у костра, просмотр фильмов, рыбалку, отдых, различные спортивные мероприятия, азартные игры, распивание спиртных напитков и употребление психоделических веществ. Эмоциональный обмен (являющийся обычным проявлением женской дружбы) — также можно считать видом совместной деятельности.

Случайная цитата:

Я уверен, что основным предметом психотерапии всегда бывает эта боль существования, а вовсе не подавленные инстинктивные влечения и не полузабытые останки прошлых личных трагедий, как обычно считается.

Ирвин Ялом

Искать на сайте: