Menu

Эта книга попала мне в руки в связи с темой женственности, и пришлась как нельзя кстати. Написанная 60 лет назад, она являет собой свидетельство взглядом и заблуждений того времени. Бонапарт в этой книге предугадала победу феминизма и уменьшение различий между полами в будущем. Однако ее отношение к этому – отношение врача к патологии. Лично я не могу разделить ее реакции, и много раз во время чтения я почти злорадно улыбалась, вполне довольная произошедшими за эти годы изменениями в обществе. Классическому психоанализу до сих пор во многом свойственна оценка психических феноменов в терминах здоровье/болезнь, при том, что понятие здоровья и понятие нормы во многих случаях весьма спорно. 

Находкой можно считать, например, идею «клоачности» — хотя перевод некорректный, я считаю. В русском языке слово клоака имеет явно негативный оттенок и связано с нечистотами. Хотела ли Бонапарт придать термину, обозначающему сексуальные полости тела и связанные с этим качества, негативную окраску? Вряд ли. Клоака – это и яма, и полость, и пространство, и готовность принимать, впускать, это пустотность, это инклюз, одно в другом. Правильным было бы употребить слово «полостной». Так или иначе, но говоря о «клоачности», Бонапарт говорит и о телесных полостях, и о качествах пассивности, и о сосредоточенности на внутренних процессах. Впрочем, я уже привыкла употреблять термин «клоачность», предварительно долго объясняя, что имею ввиду. 

В книге приведена таблица, дающая наглядное представление о фазах и подфазах развития (по Абрахаму). В ней оральная фаза имеет подфазы сосания и каннибализма, анальная – подфазы любви к частично и полностью отделенному объекту, а генитальная – подфазы любви к объекту с утраненными половыми органами и любви к цельному объекту. 

Бонапарт показывает, что оральные фазы развития у мальчиков и девочек проходят одинаково. Сначала они занимают пассивную (клоачную, принимающую) позицию по отношению к объекту, затем вступают в активную орально-фаллическую фазу в отношении к матери.

Затем развитие мальчиков и девочек различается. Мальчики входят во вторую пассивную фаллическую фазу с частичным устранением фаллоса и частичным утверждением клоаки (пассивности) в отношениях с отцом – это временный пассивный негативный эдипов комплекс. Затем через латентный период мальчики проходят ко второй активной, зрелой генитальной фазе с утверждением фаллоса и эрогенным исключением клоаки. 

Мальчики входят в латентную фазу не победителями, они занимают пассивную позицию по отношению к отцу, и лишь в пубертате приходят к активной фалличности.

У девочек немного другая картина. После активной фалличной фазы отношения к матери они входят в пассивную фазу отношения к отцу, при этом, как правило. Переживая более полную кастрацию, чем мальчики. Так они входят в латентную фазу, а выход из нее происходит или по активному, мужскому типу (и это Бонапарт считает патологией, клитороцентричностью), или у них наступает зрелая генитальная вагинальная пассивная фаза с устранением фаллоса и утверждением вагины.

Бонапарт утверждает эту последовательность фаз развития как единственно нормальную, а отклонения рассматривает как болезнь, отставание, застревание на одной из подфаз. И по этой схеме может быть описан и истолкован почти любой вариант развития – но в терминах патологии. Мне ближе концепция различных вариантов нормы и ветвей возможного развития. 

Клитороцентричность это тоже ключевое понятие книги. Бонапарт видит в излишней клиторальной чувствительности женщины проблему, патологию развития, мужеподобность. Я бы сказала, что ей свойственен вагиноцентризм. 

Вероятно, большую уверенность автору придает точное знание разницы между мужским и женским путем развития, предназначения. Если функция каждого пола точно обозначена, то сомневаться действительно ни к чему. Однако мне кажется недостаточным и неадекватным довольствоваться функциональным природым назначением полов, заданным природой. Я вижу, что современный человек, будь то мужчина или женщина, уже далеко ушел от своей животной составляющей, пусть и не всегда в «лучшую» сторону. 

Однако две дополняющих друг друга противоположности фалличность / клоачность мне нравятся, и кажутся очень рабочими. Чем же все-таки заменить термин клоака, чтобы негатив убрать? В каком-то смысле, негатив – часть картины, но хотелось бы не усиливать его самим термином. 
Итак, фалличность это: активность, агрессия, движение, выпуклость, сопротивление.
Клоачность это: пассивность, принятие, ожидание, полость, подчинение.

И вот ведь удивительно, однако клоачные качества по умолчанию не уважаемы в социуме! А потом мы удивляемся истеричкам, которым не нравится быть женщинами, хочется иметь фаллос и быть мужчиной. Не в фаллосе дело, а в том, за что уважают. И понятно, почему так непрестижно быть пассивным, клоачным, извините, гомосексуалистом. 
А околорелигиозную шутку помните? Почему женщина не может быть священнослужителем? Ну как же, е-омый не может быть пастырем, а е-ущий – пожалуйста.

В целом за 60 лет книга актуальности не утратила. А тема женской сексуальности сейчас актуальна как никогда. Секс уже не отрицается и не скрывается, как в прошлом веке. Секс уже не упрощается до пошлости, как во времена сексуальной революции. Зато тема сексуальности и женской привлекательности активно эксплуатируется масс-медиа. В обществе потребления женщина в первую очередь объект, причем объект по доброй воле. Объект мужских желаний – и будь добра соответствуй, будь самым дорогим объектом, планка постоянно повышается. И чтобы не отставать, женщина совершенствуется, становится все более продвинутой. Она должна быть успешна как мужчина и при жтом женственна – то есть одновременно фаллична и клоачна. Насколько е й это удается, и какой ценой?

Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик. 2010

 

и По пунктам: 

Книга Мари Бонапарт «Женская сексуальность» (1951) — это фундаментальный, но во многом устаревший труд. Давайте разберем его краткое содержание, а затем отделим зерна от плевел с точки зрения современной науки.
Краткое содержание и основные идеи

Мари Бонапарт, будучи одной из первых француженок-психоаналитиков и ученицей Фрейда, пыталась создать целостную теорию женской сексуальности, основанную на классическом психоанализе. Её ключевые тезисы:

    Зависть к пенису и кастрационный комплекс как центральные моменты. Бонапарт полностью принимает фрейдистскую идею о том, что девочка, обнаружив отсутствие пениса, чувствует себя ущербной (кастрированной) и переживает интенсивную зависть к пенису. Это переживание определяет всё её дальнейшее психосексуальное развитие.

    "Смещение" клиторального либидо во влагалище — залог психологической зрелости. Согласно ей, изначально сексуальность девочки сосредоточена на клиторе (аналоге пениса). Нормальное развитие, по её мнению, заключается в переносе (смещении) центра сексуальности с клитора на влагалище. Женщина, которая остается на "клиторальной" стадии, то есть получает основное удовольствие от стимуляции клитора, рассматривается как незрелая, "фаллическая" женщина, не принявшая свою "кастрированность".

    Происхождение женственности из чувства неполноценности. Женственность и желание иметь ребенка (символический эквивалент пениса) трактуются как компенсация изначальной анатомической "неполноценности". Материнство — это, в первую очередь, способ обрести缺失вший пенис.

    Мазохизм как основа женской психики. Бонапарт развивала идею о врожденном женском мазохизме, связывая его с биологическими функциями женщины (дефлорация, половой акт, роды), которые якобы неизбежно связаны со страданием и болью. Это пассивное принятие боли считалось нормой.

    Анатомия — это судьба. Книга пронизана биологическим детерминизмом. Социальные и культурные факторы практически не учитываются. Психика женщины рассматривается как прямое следствие её анатомии.

Что устарело и является ошибочным с научной точки зрения

Практически все основные постулаты книги были опровергнуты или серьезно пересмотрены современной сексологией, психологией и нейробиологией.

    Миф о "вагинальном оргазме" и незрелости клиторального.

        Наука: Клитор — основной орган женского наслаждения. Его единственная функция — получение удовольствия. Идея о том, что вагинальный оргазм (без стимуляции клитора) является "более зрелым", полностью опровергнута. Подавляющее большинство женщин достигают оргазма именно благодаря прямой или непрямой стимуляции клитора. Современные данные МРТ подтверждают, что при так называемом "вагинальном оргазме" на самом деле стимулируются внутренние части клитора. Это не два разных типа оргазма, а разный путь стимуляции одного и того же сложного органа.

    Зависть к пенису и кастрационный комплекс.

        Критика: Эта концепция является не научным фактом, а культурным и сексистским конструктом викторианской эпохи. Современная психология не находит evidence того, что девочки массово чувствуют себя "кастрированными" и ущербными. На самооценку и идентичность влияют социальные messages, отношение родителей, культурные стереотипы, а не простое сравнение анатомии. Эта теория сегодня рассматривается как продукт патриархального общества, в котором мужское тело и masculinity считались нормой, а женское — отклонением.

    Биологический детерминизм ("Анатомия — это судьба").

        Наука: Современные исследования подчеркивают огромную роль социокультурных факторов. На то, как женщина переживает свою сексуальность, влияют воспитание, культурные нормы, религиозные установки, личный опыт, образование, доступ к информации, а не только анатомия.

    Идея о врожденном женском мазохизме.

        Критика: Эта идея крайне вредна и оправдывает насилие и подчиненное положение женщины. Нет никаких доказательств, что стремление к страданию является врожденным качеством женщин. Желание подчиняться в интимной жизни (BDSM) — это сложный психологический феномен, который встречается у людей любого пола и не является нормой или обязательным элементом "женственности".

Что остается ценным и верным?

Несмотря на устаревшие и ошибочные основания, вклад Мари Бонапарт и её книги всё же есть:

    Сама попытка говорить о женской сексуальности. Для своего времени это был смелый шаг. Она одной из первых подняла эти вопросы как предмет серьезного научного (в её понимании) изучения, выведя их из тени taboo.

    Акцент на бессознательных процессах. Хотя её конкретные интерпретации неверны, общая идея о том, что на сексуальность влияют глубокие, неосознаваемые конфликты и детский опыт, остается важной в психотерапии.

    Историческая ценность. Книга является классическим примером ортодоксального фрейдистского подхода. Она прекрасно показывает, с каких позиций исходил ранний психоанализ, и позволяет увидеть, как далеко ушла наука с тех пор.

Книга Мари Бонапарт «Женская сексуальность» в основном устарела. Её核心овые тезисы о женской неполноценности, необходимости "смещения" либидо и врожденном мазохизме считаются научно несостоятельными и сексистскими.

Читать её сегодня стоит не как руководство к пониманию женской сексуальности, а как исторический документ, иллюстрирующий, как патриархальные культурные установки могут маскироваться под "научную теорию". Современное понимание женской сексуальности строится на принципах равенства, многообразия, анатомической точности и признания огромного влияния социокультурного контекста.

Случайная цитата:

Цель моей работы – увеличить для моего клиента возможность понимания его/ее собственной жизни и мира, увидеть, что есть истина в его/ее жизни, принять собственное человеческое достоинство и найти в себе отвагу изменяться в соответствии со своим путем роста.

Мартти Линдквист

Искать на сайте: