Архетип Отца, его роль в воспитании ребенка
Какова роль отца в семье? Что он значит для ребенка? Первоначально для ребенка абсолютно жизненно необходима только мать. За ее огромной фигурой теряется весь остальной мир. Так кто же это - отец?
Сначала это - причина, начало, инициатива. Потом - голос снаружи, мир, в котором живет мать. Потом отец может стать близким и любимым человеком, а может и не стать. Если мать - это обычно символ любви и заботы, то отец - символ порядка и власти. Для мальчиков отец становится еще и конкурентом, а для девочек - желанным объектом. Кроме того, отношения отца и матери запечетлеваются навсегда как образ отношений мужского и женского.Что еще мы знаем об отцах?
Роль отца в семье — не просто функция кормильца или помощника матери. Это архетипическая, психологическая и воспитательная фигура, формирующая у ребенка представление о границах, законе, опоре, самоценности и способности быть в мире среди других.
Что отец значит для ребенка — с психологической точки зрения:
1. Фигура структуры и закона (Юнг, Бион, Лакан)
Отец — символ «третьего», отделяющего мать и ребенка. Это позволяет ребенку выйти из симбиоза и начать формирование «Я». Через отца ребенок узнает:
что существует внешний мир со своими законами,
что желания не всемогущи,
что границы важны и безопасны.
2. Источник самоценности и признания
Особенно для мальчиков, отец — это зеркало, в котором отражается их сила, мужественность, возможность быть принятым и признанным.
Для девочек — подтверждение, что она достойна любви, не только материнской, но и внешней, объективной.
3. Перенос модели отношений
Дети копируют поведение и эмоциональные реакции отца.
Как отец справляется с агрессией, страхом, уязвимостью?
Умеет ли он просить прощения, говорить «я горжусь тобой», «я рядом»?
Это становится внутренним голосом ребенка на всю жизнь.
Качества хорошего отца:
Эмоциональная доступность: способность слушать, замечать чувства ребенка, быть включенным.
Надежность: стабильность, регулярность, выполнение обещаний.
Сила без жестокости: быть фигурой авторитета, но не страха.
Пример зрелого поведения: честность, уважение, ответственность.
Поддержка индивидуальности ребенка: не лепить «под себя», а замечать и поддерживать в ребенке его уникальность.
Что не должен делать отец:
Унижать, стыдить, сравнивать с другими. Это разрушает самооценку и доверие к себе.
Исчезать (физически или эмоционально). Отсутствие отца одна из самых травмирующих фигур психического ландшафта.
Быть только судьей. Если отец лишь оценивает, наказывает, направляет — исчезает тёплая часть образа.
Использовать ребенка как утешение, друга или проект. Это подмена ролей.
Равнодушие к матери. Даже после развода способ отца относиться к матери остается в бессознательном у ребенка как образ любви и отношения к женщине/мужчине.
Что обязательно:
Быть рядом. Не обязательно много, но качественно. Один вечер в неделю, но по-настоящему вместе.
Говорить о чувствах. Давать названия: «я злюсь, но люблю тебя», «я горжусь тобой».
Уважать личность ребенка. Даже если он маленький, он субъект, а не объект.
Демонстрировать уважение к себе и другим. Через это ребенок учится самоуважению.
Давать возможность ошибаться. И быть рядом, не обесценивая.
Если кратко, отец это:
Тот, кто помогает ребенку выйти в мир, не теряя себя.
Это сочетание силы и тепла, рамок и свободы, закона и любви.
Юнгианский аналитик Луиджи Зойя пишет:
"Любит ли ребенок обычно своего отца? Конечно. Но, если с отцом поступают несправедливо, все усложняется, потому что отношения между ребенком и отцом гораздо сильнее обусловлены средой, другими связями. Пара ребенок-мать, в особенности в истоке, обладает столь исключительными качествами, что почти выходит за границы мирского. Напротив, образ пары ребенок-отец, к которому мы привыкли, является с самого начала частью группы, как минимум триады. Эта пара уже является частью общества; ожидается, что именно отец научит ребенка быть в обществе, как мать научила его ощущать свое тело.
Если мать позволяет унижать себя, ребенок может отреагировать негативно. Но мы нигде не читаем о том, чтобы он ее отверг, как Фрейд своего отца. Очень трудно представить себе, чтобы он сказал: «Ты мне не мать». Отец же, который позволил себя оскорбить, может услышать, что ведет себя не как отец. Если ребенок склонен к такой точке зрения, это значит, что он хочет чувствовать отца рядом с собой не только в добре и любви, но и в силе: потому что отношения в обществе состоят не только из любви, или даже справедливости, но и из силы в чистом виде.
Таким образом, ребенок хочет, чтобы его отец был сильным, победителем. Если он будет победителем под знаменем добра, справедливости и любви, тем лучше. Но часто важнее всего то, чтобы отец показывал пример победителя, а доброта отступает на второй план. Отцу справедливому, но проигрывающему перед миром, Западная традиция часто предпочитает несправедливого, но победителя: парадокс, который заметил еще Шекспир, который создал в «Короле Лире» образ отца, отвергнутого, когда он теряет силу и престиж.
Но отец-победитель, которого предпочитает наша традиция, рискует быть лишенным не только нравственности. Необходимость силы также устанавливает ограничения для его чувств. Эта цензура чувств сказывается на его отношениях с другими, которые, создавая порочный круг, могут ответить ему тем же: маленький Зигмунд Фрейд не относится с пониманием к слабости своего отца"
Отношения отца и сына и отца и дочери разные.
Сын отцу наследник, преемник:
- преемник поневоле,
- бунтующий сын, революционер, богоборец
- наследник без наследия
- непутевый, негодный, отвергнутый сын, черная овца
- заблокированный, сбитый с толку сын
- сын без отца
Там есть темы конкуренции, страх кастрации, страх быть лючше и страх быть хуже, страх разрушить и быть разрушенным.
Отец это, с одной стороны, глава, самец, сила, а с другой - друг, заботливый родитель, наставник. Не может не возникать противоречий.
Про архетип учителя. Что дает учитель?
- Новый мир, расширение границ
- Энергия, силы, позитив
- Вера в меня, в успех, в уникальность
- Контакт с тонким, тайным миром
- Вдохновение, творчество
- Этика, порядочность, закон
- Личный контакт, участие
- Настроение игры, азарт
- Чувство прекрасного, эстетику
- Полет мысли, масштаб, перспективу
- качество жизни, мощность воплощения
- ломка стереотипов, ролей, границ
- литература, культура
- свобода, раскрепощенность
- уважение
- настрой и ориентация на самость
- структура, порядок
- мудрость и сострадание
- точность, ясность
- не стыдиться чувств, сердечность
- терпение
Отец дня
Появляется и начинает меня,
Голос отца слышится издалека,
Непонятный пока.
Отец ночи
Делает то, что хочет
Он подобен стихии, он причиняет вред,
И меня для него просто нет.
Отец дня
Это руки, что ведут и хранят
Это лучшее, это тепло и свет,
Мой отец знает на все ответ.
Отец ночи
Он всевластен, сладостен и порочен,
Это бог, которому я молюсь,
Потому что его боюсь.
Отец дня,
Кажется, неспособен понять
Некоторых вещей, и ругает мой нрав,
Наверно, он прав.
Отец ночи,
Ты у власти, но твой документ просрочен,
Ты только прошлое, стыд, и тоска, и тлен,
Я хочу времени перемен.
Отец дня,
Мне многое в жизни пришлось менять,
Прости за прошлое, и я ни в чем не виню.
Я тебе обязательно позвоню.
Отец ночи
Ты зачем меня бросил, зачем, отче
Ты меня один на один оставил
В этом мире, в этом бою без правил?
Отец!
Сколько бы ни проходило лет,
Мне бывает нужен твой голос и твой совет,
И мне хочется верить, что это еще не конец,
Будет и день, и ночь, тот или этот свет.
Случайная цитата:
Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.
Зигмунд Фрейд