Menu

Семинар для практикующих психологов.

Работа с психотическими клиентами - одно из самых тонких и сложных направлений в психологической практике. Здесь терапевт оказывается не просто свидетелем чужого страдания, но и участником предельной встречи с распадом Я, границей между психическим и телесным, символическим и реальным, человеческим и безымянным.

1. Когда в терапию приходит психотический клиент: как это бывает
Психотические клиенты могут не отличаться внешне от нейротипичных, особенно в компенсированном состоянии. Однако внимательный специалист заметит:

нарушения логики речи (разорванность, бессвязность),

выраженную тревогу или странную эмоциональность,

трудности в удержании контакта с реальностью,

внезапные фантастические элементы в повествовании,

ощущение «тумана» или отсутствия Я-свидетеля.

Пример: клиент описывает, что внутри него живут куклы, которые двигают его руками, и это «не метафора».

Упражнение:
Вспомните клиента, чья речь или присутствие вызывали у вас чувство странности, тревоги, потери устойчивости. Какие сигналы вам передавало ваше тело? Какие образы рождались?

2. Берем или не берем: этические рамки и границы компетентности
Терапия с психотическим клиентом возможна, но требует:

дополнительного обучения (психотическая структура, феноменология),

регулярной супервизии,

ясных контрактов с клиентом и (если необходимо) с психиатром,

устойчивого терапевтического Я.

Подарки: встреча с психозом дает доступ к глубинным пластам психики, мифологическому материалу, архетипам и первичному переживанию мира.

Опасности: размывание границ терапевта, вторичная травматизация, слияние, ускользание от реальности.

Упражнение:
Спросите себя честно: в каких ситуациях я чувствую неуверенность в работе? Как я определяю свою профессиональную границу?

3. Психотические сны: особенности
Такие сновидения:

фрагментарны, катастрофичны,

лишены логики или связи,

наполнены образами распада, ужаса, тотального бессилия,

могут быть восприняты клиентом не как сон, а как реальность.

Пример: клиент рассказывает, что ночью его «забрали в другой мир», где он умер, но утром снова ожил.

Упражнение:
Попробуйте нарисовать психотическое сновидение клиента как коллаж. Какие формы, цвета, структуры там доминируют? Что в этом вызывает тревогу, что - сочувствие?

4. Примитивные защиты и их функции
Классические механизмы в психозе:

расщепление (мама - либо ангел, либо демон),

отрицание (отказ признавать болезнь),

всемогущество (иллюзия контроля над миром),

проективная идентификация (чувства, «вставленные» в другого).

Они защищают психику от разрушения, но делают контакт сложным.

Упражнение:
Проследите, как в себе вы встречаетесь с расщеплением. Например, кого вы то идеализируете, то обесцениваете? Где работает ваша защита?

5. Изменённые состояния сознания
К ним относят:

деперсонализацию,

дереализацию,

сомнамбулические эпизоды,

мистические состояния на грани распада Я.

Важный ориентир: степень контроля над состоянием и способность к рефлексии.

6. Отрицание реальности, всемогущество, проекции
Примеры:

клиент отказывается верить в смерть близкого,

считает себя мессией или объектом преследования,

наделяет терапевта «чужим разумом» или «спецслужбами».

Упражнение:
Представьте, что вы разговариваете с таким клиентом. Как вы будете сохранять контакт с реальностью? Какие фразы вам помогают «заземлить» беседу?

7. Расщепление и расколотый мир
Мир клиента может быть черно-белым: «плохие» и «хорошие», «враги» и «свои». Это отражает внутриличностный хаос, невозможность держать амбивалентность.

Упражнение:
Понаблюдайте за тем, когда вы в жизни начинаете мыслить в «черно-белом» режиме. Что вас к этому приводит?

8. Собственное психотическое пространство здорового человека
Каждый из нас имеет в себе фрагменты психотической части: в сновидениях, во время утраты, при истощении. Здоровье - не в отсутствии безумия, а в умении его символизировать.

Упражнение:
Вспомните момент, когда вам казалось, что «мир рушится». Какие образы приходили? С кем вы могли это разделить? Где был выход?

9. Виды бреда
бред преследования,

религиозный,

ипохондрический,

бред величия,

нигилистический (все погибло).

Пример: женщина уверена, что у нее «отсутствует сердце», и живет благодаря «внешнему устройству».

10. Онлайн-консультирование с психотическим клиентом
Сложности:

трудность удержания внимания,

искажение смысла сообщений,

невозможность наблюдать невербалику,

усиление изоляции.

Рекомендации: минимализм, простота, регулярность. Поддерживающий стиль.

11. Архетип Слепого Целителя и доверие Самости
Терапевт не должен быть всеведущим. Иногда он идет «вслепую», с доверием к внутреннему знанию клиента и своего бессознательного. Самость направляет, но требует смирения.

Упражнение:
В медитативном состоянии задайте себе вопрос: Что мне подсказывает внутренний мудрец, когда я не знаю, что делать?

12. Когда направлять к психиатру
Показания:

потеря связи с реальностью,

риски для себя и других,

выраженные нарушения мышления, поведения, сна, питания,

суицидальные или агрессивные фантазии.

Как говорить:
С уважением к боли. Предложить психиатра как дополнительную опору, а не замену терапии. Спросить: «Как вы относитесь к тому, чтобы поговорить с врачом, который знает, как можно облегчить эти состояния?»


Психоз это глубинная реальность, в которой человек теряет контакт с символическим, но обретает доступ к архетипическому, мифологическому, первичному. Задача терапевта - быть проводником, не погружаясь, но и не отстраняясь. Развивать устойчивость, чувствительность, ясность и способность к совместному сновидению.

Семинар ведет аналитический психолог Светлана Костина-Ерыкалова
Клиника доктора Юнга http://www.jungclinic.ru/
Тел. 8-905-778-04-58

Случайная цитата:

Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки обеспечивают нам доверие пациентов. Как будто это особое достижение – совершать ошибки, а потом в них признаваться.

Шандор Ференци

Искать на сайте: