Menu

Разные типы смыслов жизни и путей. Смыслы востока и запада. Работа с символическим движением и его пониманием. Эго и самость, связь между ними через символизацию.

В буддизме нет жёсткой системы типирования людей, как в современных психологических теориях, но есть несколько классификаций, основанных на их качествах, наклонностях и духовном развитии. Вот основные подходы:

1. Типы людей по преобладающим склонностям (гуны)
В буддизме (особенно в традиции Абхидхармы) выделяют три базовых качества (гуны), которые влияют на поведение:

Раджас (страсть, активность) – энергичные, амбициозные, но склонные к гневу и привязанностям.

Тамас (невежество, инертность) – ленивые, вялые, склонные к заблуждениям.

Саттва (ясность, гармония) – уравновешенные, мудрые, стремящиеся к добродетели.

Эти качества могут сочетаться, и человек может развиваться от тамаса к саттве.

2. Типы личности по медитативным способностям
В текстах (например, в Висуддхимагге) говорится, что люди делятся на:

Тех, кто легко сосредотачивается на образах (подходят для медитации на касины).

Тех, кому легче работать с ощущениями (подходит медитация на дыхание).

Интеллектуалов – им полезно аналитическое созерцание (например, размышление о непостоянстве).

3. Типы по корневым омрачениям (клешам)
Люди могут быть склонны к разным видам страстей:

Страсть (рага) – жажда удовольствий.

Гнев (двеша) – агрессия, неприязнь.

Заблуждение (моха) – неведение, глупость.

В зависимости от этого им даются разные методы практики.

4. Деление по уровню развития
Обычные люди (притхагджана) – те, кто не вступил на путь освобождения.

Ученики (шраваки) – те, кто идёт к освобождению через учение.

Бодхисаттвы – те, кто стремится к пробуждению ради всех существ.

5. Типы по способу восприятия учения
В сутрах (например, в Лотосовой сутре) говорится, что люди по-разному воспринимают Дхарму:

Одни понимают через мудрость.

Другие – через веру.

Третьи – через действие (ритуалы, практики).

Буддизм учитывает индивидуальные особенности для подбора практик. Главное – это осознание своих склонностей и работа над их преобразованием



В тантристской традиции энергии распределяются по категориям в соответствии с пятью основными качествами, или «семействами будд» — ваджра, ратна, падма, карма и будда. Каждое семейство будд имеет особую связанную с ним эмоцию, которая трансмутируется в особую «мудрость», или аспект пробужденного состояния ума.



Фундаментальное качество энергии будды - обширность. Непросветленное проявление обширности - это неведение, которое в данном случае связано с избеганием ярких или неприятных переживаний. После преобразования энергия будды становится мудростью всеобъемлющего пространства. Будда ассоциируется с белым цветом, его символом является колесо, изображающее всеобъемлющую, открытую природу.



Ваджра, расположенная на востоке мендалы (на традиционной мандале восток находится внизу, юг - слева, запад - сверху, а север - справа), ассоциируется с синим цветом. Символом ваджры является скипетр, или дордже, пронзающий ум-эго своими пятью остриями.Подобно молнии, скиперт-ваджра заряжен электричеством и обладает огромной энергией. Энергия ваджры точна и целенаправленна. Это способность видеть ситуации со всех возможных точек зрения и ясно воспринимать как тончайшие нюансы опыта, так и более крупные структуры, внутри которых существуют явления. Невротическое проявление энергии ваджры - это агрессия и интеллектуальная фиксация. Когда интеллектуальная точность ваджры принимает свою просветлённую форму, она становится зерцалоподобной мудростью. Ваджра ассоциируется с первоэлементом воды. Его невротическим проявлением является гнев, подобный замутненной, неспокойной воде, а её аспект мудрости похож на ясное отражение на глади пруда.



Семейство ратны, расположенное на юге, ассоциируется с жёлтым цветом. Символом этого семейства является драгоценность, изображающая изобилие. Энергия ратны подобна осени, когда созревает урожай, а земледельцы празднуют его жатву. Ратна ассоциируется с первоэлементом земли, обозначающим стабильность и плодородие. Невротическая форма ратны - зависть или голод, то есть желание иметь всё, поглотить всё. Её просветленное проявление - равностная мудрость, поскольку ратна предоставляет пространство для любых переживаний и проявляет присущее им богатство. Освобождаясь от голода, ратна становится проявлением мощной способности к расширению.



На западе расположено семейство падмы, ассоциируемое с красным цветом. Символом падмы является лотос - прекрасный нежный цветок, цветущий в грязи. Падма - это фундаментальная энергия страсти или соблазнения. Её невротическим аспектом является привязанность или цепляние, то есть непросветленные проявления страсти. Освобождаясь от привязанности к объекту желания, страсть становится различающей мудростью, способностью ценить все аспекты и нюансы переживания. Падма ассоциируется с первоэлементом огня. В своей непросветленной форме страсть, подобно огню, не различает того, на что она набрасывается, сжигаемых и уничтожаемых ею объектов. В просветленной форме жар страсти становится теплотой сострадания.



Расположенная на севере мандалы карма ассоциируется с зеленым цветом. Её символ - меч, обозначает отсечение неуверенности и замешательства и точное, полное достижение цели. В своем просветленном проявлении карма - это вседостигающая мудрость. Невротическим проявлением кармы является обида и чрезмерная торопливость. Невроз кармы хотел бы сделать мир единообразным, он отвергает любую небрежность и неэффективность. Освобождаясь от невроза, карма становится точной и энергичной, избавляется от обидчивости и мелочности. Карма связана с первоэлементом воздуха, представляющего мощное и энергичное качество действия.



Если мы чувствуем энергии семейств будд в людях и ситуациях, то видим, что заблуждение поддается воздействию и может быть преобразовано в выражение священного воззрения.



Чогьям Трунгпа Ринпоче "Сердце будды"

 

ОМ Будда (Вайрочана) - тупость, которая транформируется в уничтожение эго.
А Карма (Амохасидхи) - зависть, которая транформируется в мудрость.
ХУМ Ваджра (Акшобья) - злость, которая транформируется в ясность.
ХРИ Падма (Амитабха) - страсть, которая транформируется в сострадание.
ТРА Ратна (Ратнасамбхава) - гордость, которая транформируется в равностность.

Случайная цитата:

Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.

Н.А. Бердяев

Искать на сайте: