Menu

Понятия феминности и маскулинности и их изменений

 

Мужчины и женщины — это биологический, физиологический пол. Но также принято говорить о психологическом поле — гендере.

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие "гендер" употребляют как синоним понятий "мужское и женское", подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два - мужской и женский.

 

 

В более узком и точном значении "гендер" - это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения внутри мужского и женского поведения. В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это - разные гендеры.

В полинезийских культурах есть понятие фаафафина - лицо мужского пола, живущее с детства как женщина. Роль фаафафинов в обществе чётко определена: они заботятся о семье, воспитывают детей, выполняют работу по хозяйству и заботятся о старых и больных. Фаафафины рассматриваются на Самоа как представители «третьего пола» и не считаются гомосексуалами. Партнёром фаафафины может быть как мужчина, так и женщина, а также и другой фаафафина.

 

Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия.

 

В своем знаменитом обзоре «Психология половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны. - 1

 

По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.

 

Наиболее четкое различение и тест на феминные и маскулинные черты был предложен Сандрой Бэм аж в середине семидесятых годов.

«Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и феминности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, феминность, андрогинность.

 

Маскулинность

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

 

 

Феминность

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминнности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

 

 

Андрогинность

В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или феминности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я). - 2

 

Можно заметить, что сейчас понятия феминности и маскулинности несколько изменились, границы между ними размыты. Ведь это «некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией» явно меняется во времени и пространстве. Традиции уже другие, и типичное — тоже.

 

 

КРИЗИС ИНСТИТУТА БРАКА

Современная семья переживает кризис. Проявления этого кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Рождение и воспитание детей, а также выживание больше не являются главными ценностями и целями. Жизнь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как к индивидуальности. Кризис семьи связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы. Кризис современной семьи еще и в том, что семья перестала быть репродуктивной «ячейкой общества». Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и в меньшей степени регулируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и особенностей супругов, и уже невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований.

 

Изменилась и роль мужчины в семье. Он больше не должен нести ответственность и доминировать. Он не обязан один оплачивать счет в ресторане. Зато сейчас от мужчины требуется деликатность, способность понимать и сопереживать.

 

Даже чисто физически привлекательность сейчас оценивается иначе. Изучение степени привлекательности изображений лиц показало, что мужчины обычно предпочитают феминизированный вариант женского лица (то есть с усиленными женскими чертами), а женщины нередко выбирают не маскулинизированный вариант мужского лица, а слегка феминизированный. Дополнительный опрос показал, что феминизированный вариант мужского лица ассоциировался с предположениями, что такой мужчина будет лучше относиться к детям.

 

 

ПОНЯТИЕ МАЗОХИЗМА И САДИЗМА, ДОМИНИРОВАНИЯ И ПОДЧИНЕНИЯ.

Филлис и Аристотель

Садизм заключается в том, что сексуальное наслаждение возникает в сексуальной ситуации, связанной с доминированием и безусловным подчинением партнера. Это - потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения его в такой значительной мере, что ему можно даже причинять боль и унижения. Господство над человеком, как особая форма связи с ним, создает чувство удовлетворения, причем формы господства могут быть как в социальном, так и в индивидуальном плане выгодными для подчиненного.

 

В этом контексте садизм является явлением, сопровождающим человечество на всех этапах его существования, имеющим различную, в том числе и биологическую, обусловленность. Культура, общество, педагогика, нарушая, с одной стороны, определенные модели и образцы поведения человека, с другой - канонизируют садистические тенденции в определенных, исторически и социально апробированных, рамках (например, бокс, коррида, скачки, публичные экзекуции, произведения литературы и кинематографии на военную тематику и т.п.).

 

Слово «мазохизм» произошло от имени писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. Мазохизм - черта психики, имеющая сексуальное происхождение, свойственная многим персонажам рассказов, романов и пьес Захер-Мазоха. Мазохизм это получение удовольствия от страдания, физических или психических. Это удовольствие может быть или не быть сексуальным. Мазохист желает подчиняться чужой воле, испытывать чувство собственной беспомощности. Эта зависимость также проявляется в том, что человек готов на любые жертвы, лишь бы не потерять сексуального партнера, который доставляет тем большее наслаждение, чем больше унижает мазохиста.

 

Сексуальный мазохизм считается перверсией, если он заменяет и исключает возможность нормального секса. Перверсия это нарушение нормы биологической и социальной. Но что есть норма и патология на более глубинном уровне?

 

 

МАЗОХИЗМ И МУЖЧИНЫ: ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ

 

Не будем ссылаться на пресловутую Спарту, но и в России мальчикам часто сладко не жилось: или кадетские корпуса, или ремесло и работа с детства...

Положение дел изменилось кардинальным образом после долгих лет войн и репрессий. К оставшимся в живых мужчинам стали относится с таким благоговением и трепетом, так ограждать их от всех бытовых и семейных неурядиц, что привело к тому, что большинство глав семьи были абсолютно не в курсе того, что происходит у них дома. Основной задачей, возлагаемой на мужчину, стала работа и просто присутствие в квартире. И само то, что мужчина рядом за столом или на диване — уже радость, потому, что во многих домах мужчин просто не было. Более 30-ти лет росли на этом фоне мальчики, которые в 50–70 х годах сами стали отцами…

 

Уже в дошкольном детстве происходит накопление ребенком знаний о мужской или женской роли, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. В это время у ребенка формируется чувство половой принадлежности и начинают проявляться характерные формы поведения, связанные с "ролью" мужчины или женщины. Но какими он видит эти роли? Что он видит в своей семье, до дворе, в школе?

 

Армия учит молодых мужчин подчиняться. Наша культура, тесно связанная с армией, войной, тюрьмой, сильно заряжена темой подчинения и доминирования. Армейские игры вполне могут быть для кого-то весьма сексуальными: жесткая дисциплина и субординация, возможные унижения, подчинение ради подчинения, а не разумной цели, умение терпеть боль и трудности.

 

КАК МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМИРОВАН МАЗОХИЗМ

 

Но от умения подчиняться и соблюдать субординацию еще довольно далеко до сексуального мазохизма. Как минимум, тема подчинения должна связаться с отношениями с женщиной, и с сексуальным удовольствием. Нечто подобное довольно легко может произойти у мальчика с властной мамой, или другой женщиной в его жизни. Также это может произойти в ситуации, когда ребенок проходит через травмы, длительную боль или унижения. Есть такая психологическая защита — сексуализация.

 

Сексуализация - это механизм, превращающий ужас, боль или другое переполняющее чувство в восторг.

 

Сексуальное побуждение - наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив. Детским страхом смерти, который испытал ребенок, оставшийся один, ужасом перенесенного насилия над ним или другого страшного несчастья можно управлять психологически посредством превращения травматической ситуации в жизнеутверждающую.

 

Многие из нас используют сексуализацию для того, чтобы преодолеть и сделать более приятными некоторые печальные события в нашей жизни; сексуализируют процесс обучения - эротичность присутствия талантливого учителя была отмечена со времен Сократа. Тенденция эротизировать свою реакцию на кого-либо, представляющего власть или известность, присутствует у подавляющего большинства людей.

 

Этим можно объяснить тот факт, почему политики и другие знаменитые личности имеют так много сексуально доступных поклонников и почему возможность сексуального насилия и сексуальной эксплуатации так велика среди влиятельных и известных людей - люди, находящиеся в слабой позиции, оборачивают свою зависть, враждебность и страх в сексуальный сценарий, в котором компенсируют соответствующий недостаток официальной власти обращением к власти эротики.

 

 

МАЗОХИЗМ И ИСТОРИЯ: ПРИМЕР ЛЕОПОЛЬДА

Интересным является детское воспоминание Захер-Мазоха:

«Гордая и надменная графиня Зиновия запомнилась Лео облаченной в соболиные меха.

Однажды она обняла 10-летнего мальчика за плечи и повела в спальню.

- Идем, Леопольд, ты поможешь мне снять шубку.

С трудом, приподняв тяжелые меха, он помог ей надеть кофточку зеленого бархата, опушенную беличьим мехом, которую тетя носила дома. Затем опустился перед ней на колени, чтобы надеть туфли. «Почувствовав у себя под руками легкое движение ее маленьких ножек, я совсем забылся и наградил их жгучим поцелуем. Сначала тетя посмотрела на меня с удивлением, затем разразилась смехом и слегка толкнула меня ногой», - запишет позже в «Воспоминаниях детства» Захер-Мазох. Ребенком он прятался в спальне тети, и там, в гардеробе, вдыхая запах мехов и юбок, он наблюдал, как красивая молодая женщина отдавала свое роскошное тело усатым кавалерам. Как-то раз, когда мальчик чуть не выдал себя чихом, в комнату, сопровождаемый друзьями, ворвался разъяренный дядя. Пока он раздумывал, кого из двух любовников прибить первым, Зиновия, не произнося ни слова, подскочила к мужу и здорово ударила его кулаком. По физиономии рогоносца потекла кровь. Но тетю это только раззадорило еще больше. Женщина схватила хлыст и указала всей компании на дверь. В этот момент злосчастная вешалка упала на пол, и ярость тети обрушилась на Леопольда. «Ухватив меня за волосы и придавив коленом к ковру, она принялась крепко хлестать меня. Слезы подступили к глазам, но все же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение». Мазохистом оказался не один только Лео. Вскоре, похожий на прибитую собаку, в гостиную робко прошмыгнул тетин муж. Словно раб, он бросился к ногам красавицы и просил у нее прощение. Неверная супруга пнула его коленом. «Это событие запечатлелось в моей душе, словно выжженное каленым железом. В одно и тоже время я ненавидел и любил это создание в сладострастных мехах. Я открыл таинственную близость жестокости и страсти, естественную вражду полов» - 3

 

Далее в своих отношениях Леопольд был последователен. В договоре, который писатель заключил со своей возлюбленной 8 декабря 1869 года, написано: «При каждом его проступке, упущении или оскорблении величества госпожи (Фанни фон Пистор Багдановой), она может наказывать своего раба (Леопольда Кавалера фон Захер-Мазоха), как ей заблагорассудится. Со своей стороны, Фанни фон Пистор обещает по возможности чаще носить меха, особенно тогда, когда она выказывает жестокость».

Договор, заключенный между Захер-Мазохом и Вандой фон Дунаевой, тоже сохранился и позже был предан огласке Краффт-Эбингом.

«Мой раб! Условия, на которых я принимаю вас и терплю рядом с собой таковы: Полный и безусловный отказ от собственного я. Мне дается право наказывать и карать вас, как мне заблагорассудится. Если я утопаю в роскоши, а вас заставляю терпеть лишения и попираю вас ногами, вы должны безропотно целовать ногу, попирающую вас. Мне позволена величайшая жестокость, и даже если я вас изувечу, вы должны снести это безо всяких жалоб. Вы признаете за мной власть и право замучить вас до смерти при помощи всех мыслимых пыток. Когда вы не сможете более выносить моего господства, тогда вы должны убить себя сами, свободу я вам не верну никогда. Своим честным словом я обязуюсь быть рабом г-жи Ванды фон Дунаевой и покорно покориться тому, что она мне присудит. Доктор Леопольд Кавалер фон Захер-Мазох»

За пять лет до смерти писателя, австрийский психопатолог Рихард фон Краффт-Эбинг введет в научный оборот слово «мазохизм»

 

А вот отрывок из воспоминаний Альфреда де Мюссе: «Я испытывал просто непреодолимую страсть к моей любовнице, в результате вся моя жизнь обрела фанатично отшельнический характер. Приведу лишь один пример: однажды она подарила мне медальон со своим миниатюрным портретом, который с тех пор носил на груди, подобно тому как это делают многие мужчины. Однажды в лавке старьевщика мне бросился в глаза бич, имевший на конце металлическую бляшку с шипами. Приказав прикрепить к ней медальон, я снова надел его на шею. Шипы, впивавшиеся в мою грудь при каждом движении, доставляли мне такое необычное наслаждение, что иногда прижимал бляшку рукой, чтобы почувствовать, как они вонзаются в тело еще глубже» - 4

 

ФРЕЙД И ДР. О МАЗОХИЗМЕ, РАННИЕ ТРАВМЫ

Скрытый, моральный мазохизм базируется на внутреннем чувстве вины, которая заставляет человека подспудно желать, чтобы его наказали. На этой основе начинает развиваться невроз либо бессознательно спровоцированные самим человеком страдания: финансовые потери, плохие отношения, потери и неудачи, унижения. Видимая сексуальная связь с мазохизмом теряется, но если рассмотреть все ситуации, то происходит замещение сексуальных страданий на моральные. В мазохизме мы часто встречаем бессознательную регрессивную сексуализацию чувства вины и нарушение ранних объектных отношений, а у мужчин ко всему этому может добавляться еще и бессознательные пассивно-гомосексуальные желания, проистекающие из эдипова комплекса. И мужской и женский мазохизм по сути является компромиссом, который помогает бороться с детскими страхами отверженности, кастрации и заброшенности.

 

Фрейд также предполагал, что мазохизм может приходить на смену ранним проявлениям садизма, который может быть спроецирован на себя и перерастать в мазохистские наклонности. При этом психология мазохизма сложнее психологии садизма, так как болевые ощущения явно противоречат принципу удовольствия. Обычно человек избегает любых форм боли, но при мазохизме она доставляет наслаждение, она желанна.

 

Эрих Фром очень проникновенно писал о мазохизме: «Охваченный ужасом индивид ищет что-нибудь или кого-нибудь, к кому мог бы привязаться, он уже неспособен дольше быть собственным индивидуальным я, отчаянно пытается избавиться от него и снова почувствовать себя в безопасности, сбросив бремя своего я. Сексуальный мазохизм – одна из дорог, ведущих к этой цели. Самоубийственные фантазии бывают последней надежной тех, кого уже обмануло все, что должно было бы облегчить их одиночество»

 

Мужской мазохизм обычно сопряжен с большей болью и страданием и с большим акцентом на унижении, неверности сексуального партнера, участии публики и трансвестизме. В противоположность этому, женский мазохизм чаще связан с болью менее сильной, с наказанием в контексте интимных отношений, сексуальных проявлений как унижения и с пассивными зрителями. Мужской мазохизм обычно достигает кульминации в оргазме вне генитального акта, в то время как женский мазохизм обычно получает кульминацию в генитальном сексе, хотя не обязательно завершается оргазмом.

 

СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, ПРИМЕРЫ

Все чаще встречается не только мазохистический тип характера, но осознанный мазохизм как вид полового поведения. БДСМ — это увлечение темой сексуального доминирования и подчинения, садизма и мазохизма. Во всем мире существуют сообщества людей, разделяющих увлечение этой темой. Такие общества были и раньше, например, 10 лет назад, но статистика показательна. В среднем, количество людей, постоянно посещающих БДСМ сайты, увеличилось только за последние 5 лет в 50 (!) и более раз — и это и мужчины, и женщины. На данный момент количество нижних, мазохистичных мужчин почти в 2 раза превышает количество нижних женщин, и при этом в 3-5 раз превышает количество доминирующих женщин. Почему же так мало садисток?

 

Вот одно из типичных обращений к психологу: «Мне 25 лет, я уже три года замужем. Нам хорошо вместе, но в плане интимных отношений есть один момент, который меня смущает. Дело в том, что он просит меня быть его госпожой, наказывать его, доминировать над ним.

Он стал просить меня наказывать его не сразу, первый раз такая просьба возникла через полгода после свадьбы. Но мне эти идеи совсем не по душе, у меня нет никакого внутреннего стремления к доминированию. В детстве меня саму часто наказывали за проступки и, как мне кажется, наказания у меня никак не ассоциируются с любовной игрой, даже в шутку и временно.

Он просит меня об этом не очень часто, примерно раз в два-три месяца, при этом он точно знает, чего и как хочет и даже выдает мне что-то вроде инструкции. Казалось бы, нет ничего сложного в том чтобы выполнить все по его просьбе и забыть об этом до следующего раза, но внутри меня все переворачивается, когда я читаю его просьбу. Кажется, что желание наказывать, как и желание быть наказанным, должно рождаться вместе с человеком или быть результатом какой-то душевной травмы, но "вырастить" это в себе нельзя.

Я попробовала несколько раз сделать как он просит, но никаких положительных эмоций не испытала - ни возбуждения, ни восторга, а радость - только когда все закончилось. Теперь я говорю, что мне это не по душе. Муж, конечно, расстраивается, но не настаивает, однако я вижу, что ему не хватает этих странных игр в госпожу и раба. Я пыталась читать какую-то информацию в интернете, пыталась вникать, но по-прежнему ничего кроме разочарования у меня эта тема не вызывает. Я люблю мужа и хочу быть с ним, но боюсь что эта его "неудовлетворенность" может положить начало концу отношений»

 

А вот немного цитат из номера журнала Psychologies за январь 2013:

«Традиционное разделение ролей? Придется признать, что его больше нет. Женщины сильны как никогда, мужчины ищут нежности, а психотерапевты констатируют: отношения полов становятся все сложнее... Сексологи говорят, что мужчины приобретают сегодня женские качества: они ранимы, ищут нежности, хотят понимания. В то же время женщины все чаще действуют по-мужски: принимают решения, берут на себя ответственность, прямо выражают свои желания... Традиционно мужчина занимался работой: там он проводил почти все свое время, но это давало ему главенствующую позицию в семье. А теперь женщины составляют большинство работающих. Мужское превосходство перестало быть неоспоримым, физическая сила востребована мало, мужчины больше времени проводят с детьми, заботятся о своем теле и внешности... С другой стороны, женщины, делая карьеру, часто чувствуют себя не в своей тарелке: им неловко зарабатывать больше мужчин, но одновременно они не вправе отрывать время от работы, чтобы заниматься домом и детьми. Такое внутреннее замешательство не может не отразиться на интимной жизни. Когда независимая, реализовавшая себя современная женщина встречает того (настоящего) мужчину, о котором она мечтала, выясняется, что она... совсем не хочет с ним жить. Да, он готов ее оберегать и защищать, но при этом относится к ней покровительственно, настаивает на своем, считает себя главным. И она невольно думает: «Кто он такой, чтобы мне указывать?»

Сложность в том, что женщины и мужчины стали слишком похожи друг на друга. Они вместе учатся, а потом работают, они делят домашние обязанности, занимают одинаковые должности, ведут одинаковый образ жизни. И это их сближает и делает более понятными друг другу... до тех пор, пока речь не идет о сексуальности. Ведь природа желания осталась неизменной: оно по-прежнему возникает помимо нашей воли и ищет в другом – по-настоящему Другого. Именно различия нас притягивают и возбуждают, и их нам как раз сегодня не хватает. А что же мужчины? Они по-прежнему хотят нравиться женщинам. Они волнуются, что не смогут удовлетворить партнершу, им страшно, что их будут сравнивать с другими. Многие из них ощущают себя жертвой, игрушкой женщины, а потому сексуальный акт внушает им тревогу»

 

Традиционно считается, что женщины более склонны к мазохизму, нежели мужчины. Подчиненное положение женщины в патриархальном обществе располагало к формированию таких черт характера. Материнство также имеет в себе некоторую естественную мазохистическую составляющую. Однако за последнее столетие в обществе многое изменилось. Дало свои плоды движение за равенство прав мужчин и женщин, сейчас женщины в развитых странах не уступают мужчинам ни в образовании, ни в карьере. После череды войн в России и Европе число мужчин сократилось, женщины были вынуждены становится более маскулинными.

 

Мужчины с эволюционной точки зрения — авангард человечества. Именно на них тестируются новые возможности. Женщины же сохраняют те изменения, которые в процессе эволюционного отбора оказались полезными. Женщины, особенно в нашей стране и особенно после войн и революций, научились быть сильными и мужественными. Но вот доминировать в сексе большинству не слишком хочется — ведь секс это сфера удовольствий. Эволюционная роль женщины часто связывается с сохранением, что подразумевает большую инертность, чем у мужчин. Им привычнее подчиняться, хотя поводов для этого уже нет. Мы часто можем видеть, что женщины, на словах признавая равенство полов, в реальности склонны подчиняться мужчинам. Мужчины всегда находятся впереди всех тенденций — они как бы генный пробный и расходный материал. И сейчас мы можем наблюдать растущее количество мужчин-мазохистов, и не успевающее за этим ростом по-прежнему небольшое количество доминирующих женщин. И сейчас складывается впечателение, что мужчины уже идет к какому-то другому будущему, пробуют на себе различные модели отношений и распределения ролей.

 

Какие мы видим типичные гендерные темы в коллективном бессознательном за последние годы? «Мужчины мельчают»

«Женщина — коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»

«Женщина может все, и для этого ей больше не нужен мужчина»

«Настоящий мужчина пойдет на все, чтобы не вставать с дивана»

«Единственный мужчина, способный командовать женщиной, - это ее ребенок»

«Женщина получает воспитание от природы, мужчина - от женщины»

«Вдруг война, а я устал...»

 

Мужчин упрекали в недостаточной маскулинности и в прежние времена. «Поскольку мужчины были господствующей силой общества, по крайней мере - его публичной сферы, нормативный канон маскулинности и образ "настоящего мужчины", как и все прочие фундаментальные ценности - "настоящая дружба", "вечная любовь" и т.п., всегда идеализировались и проецировались в прошлое. В периоды быстрых исторических перемен, когда прежние формы гендерных отношений власти становились неадекватными, эти ностальгические чувства становились особенно сильными, идеологи начинали писать о феминизации мужчин и исчезновении "настоящей мужественности". Философы и писатели классической Греции восхищались мужеством героев гомеровской эпохи. Римляне времен Империи скорбели об утрате добродетелей республиканского Рима. Англичане эпохи Реставрации и французы периода Регентства сетовали на упадок мужской доблести раннего средневековья. Немцы начала ХХ в. умилялись мужской дружбе эпохи романтизма и средневековым мужским союзам» - И.Кон.

 

Однако впервые в истории женщины стали активной общественной силой, и это не могло не отразиться и на мужской психологии. Впервые некоторые мужчины добровольно стали противопоставлять себя традиционным маскулинным ценностям. Таким образом, мы имеем очень серьезные перемены в гендерной психологии, и их уже нельзя игнорировать. Что ждет нас? Станут ли люди андрогинными? Будет ли создана новая семейная модель, и будет ли вообще существовать семья? Какое значение будет иметь биологический пол в будущем? Будет ли расти актуальность власти и подчинения, или сейчас в этом изменении привычного соотношения мы доигрываем тему власти навсегда?

 

 

КЛИЕНТСКИЕ СЛУЧАИ

Этот клиент появился на консультации по рекомендации знакомых. Довольно крупный мужчина 38 лет на первой же встрече сказал: «Вы знаете, я мазохист. И я попросил бы не лечить меня от этого. Это мой разумный выбор. Я, знаете ли, полагаю, что это куда более честно и глубоко, чем обычный уровень жизни, мышления и секса»

Далее в течении года мой клиент знакомил меня со своей историей и попутно со своими пристрастиями в Теме. Ему нравилось многое: унижения и порка, связывание, прижигание. Женщины насиловали его, оставляли связанным на полу на всю ночь, обливали горячим воском, кололи иглами. С женщинами его отношения никак не складывались. Казалось бы, мой клиент проявлял чудеса терпения и героизма, ухаживал, содержал, заботился, подчинялся... и женщины поступали с ним жестоко, используя его и отбрасывая. Он рассказывал о бесчисленных ситуациях: как у него забирали все деньги и уходили, как бросали на отдыхе, как обманывали, изменяли. Рассказывал, как будто ожидая моей реакции, то ли восхищения, то ли сочувствия.

О детстве он рассказывал довольно скупо. Папа был приходящим, он конкурировал с сыном и обесценивал его. Но мать явно правила в доме, и обесценивала их обоих. Но сына ценила явно больше — ведь он оставался, когда папа уходил. При этом мама часто проводила с сыном разные манипуляции медицинского характера, связанные с болью, а также с наказанием и унижением. Отдельной темой была история с его ожиданием мамы — когда она сердилась и уходила, или просто уходила, сын сильно переживал и очень ждал ее, мысленно совершая для нее всякие подвиги.

 

В терапии другого клиента, случай которого я опишу как-нибудь отдельно, я столкнулась с архетипом темной богини. Эта богиня жила в темноте бессознательного, была жестока и требовала поклонения и жертв. Мужчина мог только безропотно поклоняться и служить этой богине, он был никем, рабом ее — и ее наместниц — женщин. Женщины были частями, щупальцами жестокой богини. Нечто похожее можно встретить в книге Сальваторе «Темный эльф»

 

Сон клиента в терапии: "Я иду по городу во время боевых действий, вдалеке слышны выстрелы. На мне бронежилет, на боку болтается автомат, пояс плотно набит патронами. Я кого-то ищу, чтобы отомстить, заглядываю в провалы подъездов. Дохожу до высотного здания, понимаю, что мне на самый верх, вызываю лифт, приезжает маленькая старая кабина. Еду вверх, что-то жутко скрежещет, лифт дергается и останавливается. Я уверен, что это сделано специально. Я разжимаю двери, смотрю в шахту вверх и вниз, понимаю, что завис в середине, не понимаю, куда двигаться, но и оставаться на месте становится страшно. Я вылезаю на верх кабины, ищу выходы, но тут лифт начинает ползти вверх, рывками, с подергиваниями, а выхода из шахты нет. Я ору «да иди ты к черту», и прыгаю в шахту. Просыпаюсь в поту. Понятия не имею, про что это."

 

Еще один клиент рассказывал о том, что ему нравится, когда его жена изменяет ему. В БДСМ это называется Куколд — от французского слова кукушка — птица, подбрасывающая свои яйца другим. Этот мужчина чувствовал себя неспособным удовлетворить свою жену, и сам провоцировал ситуации измен. Изначально их отношения были вполне ванильные, и он смущенно и с гордостью рассказывал, как он осторожно подталкивал ее к изменам, все более смелым и жестоким. Он не мог объяснить логически, что именно его привлекала в этих ситуациях. Мы много работали про эдипальный период и объектные отношения, эта тема, конечно же, была сильно заряжена. Терапия сделала это увлечение более осознанным и управляемым, менее травматичным и менее обязательным, мнимая импотенция прошла. Однако увлечение осталось, что, впрочем, полностью устраивало клиента.

 

НУМИНОЗНОЕ В МАЗОХИЗМЕ

Некоторые переживания роднят мазохизм с нуминозным и духовным опытом. Ведь так или иначе это подчинение чему-то высшему, полная сдача власти и контроля.

В культуре БДСМ есть понятие сабспейс — это трансовое состояние, которое переживают мазохисты в крайних состояниях страдания. По описаниям это переживание явно можно причислить к нуминозным.

Слейвспейс ближе к переживаниям духовного ученичества — это принятие своей беспомощности и малости, сосредоточение на служении.

Есть противоположное понятие — дроп, сабдроп. Сабдроп - это собирательное название для негативных симптомов различной природы, которые иногда могут отмечаться у нижних через несколько часов или дней после проведения action.

Рейк называет 4 способа отреагирования мазохиста:

1. провокация - "Ударь меня"

2. умиротворение- "Я уже страдаю, поэтому пожалуйста воздержитесь от дополнительного наказания"

3. эксгибиоционизм - "Посмотрите как мне больно: я разрушаюсь от этой боли"

4 избегание личной ответственности "Смотрите, что вы заставили меня сделать с собой"

 

У своих клиентов я наблюдала также такие психологические игры:

"Лучший способ борьбы с моими врагами - это показывать как они жестоки по отношению ко мне"

"Единственная причина, по которой со мной случалось что-то хорошее - это то, что я достаточно себя наказывал"

"Если я достаточно пострадаю, я получу любовь"

"Да, я страдаю. Но я силён в своих страданиях. Я морально выше тебя"

 

 

КОГДА НАДО ЛЕЧИТЬ МАЗОХИЗМ, А КОГДА НЕТ?

Самый простой ответ на этот вопрос такой: лечить нечто имеет смысл только тогда, когда есть запрос и мотивация на излечение, когда нечто мешает удовлетворительной жизни человека и окружающих. Исходя из случаев моей практики можно сделать вывод, что половой мазохизм часто является удачной заменой саморазрушительного поведения.

Возможно, то, что мучительно воплощали в своей жизни поколения ослабленных войнами мужчин, теперь может быть разыграно в спальне, и больше не довлеет над всей судьбой.

Мазохизм всегда посттравматичен и направлен на компенсацию и переигрывание травмирующей ситуации, но он может быть также большим — путем индивидуации, развития осознанности, смирения, и стяжания нуминозных состояний.

 

После терапии:

«Я изменился и не изменился. Меня заводит то же, что и раньше. Но в отношениях иначе, самоощущение другое. Я чувствую внутреннюю свободу. Отношения с мамой, конечно, ухудшились, но и черт с ними. Я точно не ее раб»

 

Работа с БДСМ клиентами может быть глубокой и трансформирующей, направленной на символизацию и осмысление, если клиент дозревает до этого, и аналитик способен смотреть на мазохизм не как на патологию, но как на способ жить и обращаться с реальностью, в первую очередь внутренней.

Осознание корней мазохизма при достаточной прочности эго, развитом символическом мышлении может способствовать развитию психики.

 

 

О ТЕНДЕНЦИИ

 

Можно ли рассматривать мужской мазохизм как тенденцию? Конечно, это слишком смелое утверждение. Но если представить, что это так - о чем это может быть?

Во-первых, можно говорить о смене патриархальности новыми моделями. Сюда же идет тема кризиса понятия и явления брака, и поиск новой семейной модели. Какой она будет через 50 или 100 лет? Кто сейчас испытывает разные варианты на себе?

 

Во-вторых, если посмотреть на человечество как на единый организм со своей динамикой, своими психологическим возрастом, типом объектных отношений, своими травмами, то мы можем соотнести тему мазохизма с анальным периодом, а также с периодом сексуального импртинтирования. Мазохистические клиенты часто имеют психологические травмы в периоде сепарации от матери и поиска своего места в иерархии семейной системы. У меня рождается образ человечества, которое выросло из орального периода, темы безопасности, еды и выживания, и теперь решает проблемы отношений. А в этом обычно сильнее женщины.

 

В-третьих, способность к подчинению у тех, кто биологически и исторически доминировал, может говорить как о ослаблении, так и о повышении осознанности и уровня развития. Когда физически сильный готов подчиниться физически слабому, это говорит о выходе из фазы превалирования физического.

 

В-четвертых, возможно, солярный, аполлонический, мужской подход перестает быть сосредоточен только на себе, и может допустить существование дионисийского хаоса, и даже черпать из него вдохновение и энергию.

 

Мужской мазохизм может быть рассмотрен как обратная сторона садистичности в социуме, принятой мужской проактивной позиции. Возможно, этокомпенсация нарциссического разрыва между ничтожным истинным я и грандиозным ложным. Иногда также это снятие глубокого чувства вины за свою плохость, за свои грязные поступки, реальные и воображаемые. За видимой слабость может стоять желание обладать несокрушимой властью над собой, над своим телом и душой. В рамках общества можно рассматривать мужской мазохизм как ответ на феминизм, этакая компенсация многих веков патриархальности. Вероятно, эта тенденция отражает попытку некоторого частного решения коллективных проблем. Есть глубокий смысл в самопожертвовании - мораль предписывает, чтобы мы страдали ради чего-то более стоящего, чем наш кратковременный индивидуальный комфорт. Возможно, в мазохизме также есть уравновешивающее человеческое могущество стремление отдаться воле бога, стремление к нуминозному.

 

Таким образом, рассматривая мазохизм, мы можем найти его глубинное, символическое значение, и раскрыть его трансцендентную функцию. Думаю, этот подход возможно и полезно применять и к другим явлениям человеческого бытия.

 

Список источников:

1 — Википедия

2 - Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

3 -Захер-Мазох, Венера в мехах

4 – Альфред де Мюссе, исповедь сына века

 

Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик, 2013

Понятия феминности и маскулинности и их изменений

 

Мужчины и женщины — это биологический, физиологический пол. Но также принято говорить о психологическом поле — гендере.

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие "гендер" употребляют как синоним понятий "мужское и женское", подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всегда два - мужской и женский.

 

 

В более узком и точном значении "гендер" - это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения внутри мужского и женского поведения. В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это - разные гендеры.

В полинезийских культурах есть понятие фаафафина - лицо мужского пола, живущее с детства как женщина. Роль фаафафинов в обществе чётко определена: они заботятся о семье, воспитывают детей, выполняют работу по хозяйству и заботятся о старых и больных. Фаафафины рассматриваются на Самоа как представители «третьего пола» и не считаются гомосексуалами. Партнёром фаафафины может быть как мужчина, так и женщина, а также и другой фаафафина.

 

Малейшим различиям в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия.

 

В своем знаменитом обзоре «Психология половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики и ситуационно-специфичны. - 1

 

По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.

 

Наиболее четкое различение и тест на феминные и маскулинные черты был предложен Сандрой Бэм аж в середине семидесятых годов.

«Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и феминности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, феминность, андрогинность.

 

Маскулинность

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

 

 

Феминность

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминнности меньше касаются половых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

 

 

Андрогинность

В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или феминности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. Адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я). - 2

 

Можно заметить, что сейчас понятия феминности и маскулинности несколько изменились, границы между ними размыты. Ведь это «некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией» явно меняется во времени и пространстве. Традиции уже другие, и типичное — тоже.

 

 

КРИЗИС ИНСТИТУТА БРАКА

Современная семья переживает кризис. Проявления этого кризиса: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Рождение и воспитание детей, а также выживание больше не являются главными ценностями и целями. Жизнь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как к индивидуальности. Кризис семьи связан с поиском новых моделей брачных отношений, адекватных для реализации современной семьей ее функций и способных наиболее полно удовлетворить индивидуальные потребности супругов с учетом их динамической природы. Кризис современной семьи еще и в том, что семья перестала быть репродуктивной «ячейкой общества». Семья представляет в настоящий момент более динамичное образование и в меньшей степени регулируется социальными факторами. Существенно возросло значение личностных мотивов и особенностей супругов, и уже невозможно обязать двух людей жить вместе, воздействуя на них орудием социальных норм и долженствований.

 

Изменилась и роль мужчины в семье. Он больше не должен нести ответственность и доминировать. Он не обязан один оплачивать счет в ресторане. Зато сейчас от мужчины требуется деликатность, способность понимать и сопереживать.

 

Даже чисто физически привлекательность сейчас оценивается иначе. Изучение степени привлекательности изображений лиц показало, что мужчины обычно предпочитают феминизированный вариант женского лица (то есть с усиленными женскими чертами), а женщины нередко выбирают не маскулинизированный вариант мужского лица, а слегка феминизированный. Дополнительный опрос показал, что феминизированный вариант мужского лица ассоциировался с предположениями, что такой мужчина будет лучше относиться к детям.

 

 

ПОНЯТИЕ МАЗОХИЗМА И САДИЗМА, ДОМИНИРОВАНИЯ И ПОДЧИНЕНИЯ.

Филлис и Аристотель

Садизм заключается в том, что сексуальное наслаждение возникает в сексуальной ситуации, связанной с доминированием и безусловным подчинением партнера. Это - потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения его в такой значительной мере, что ему можно даже причинять боль и унижения. Господство над человеком, как особая форма связи с ним, создает чувство удовлетворения, причем формы господства могут быть как в социальном, так и в индивидуальном плане выгодными для подчиненного.

 

В этом контексте садизм является явлением, сопровождающим человечество на всех этапах его существования, имеющим различную, в том числе и биологическую, обусловленность. Культура, общество, педагогика, нарушая, с одной стороны, определенные модели и образцы поведения человека, с другой - канонизируют садистические тенденции в определенных, исторически и социально апробированных, рамках (например, бокс, коррида, скачки, публичные экзекуции, произведения литературы и кинематографии на военную тематику и т.п.).

 

Слово «мазохизм» произошло от имени писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. Мазохизм - черта психики, имеющая сексуальное происхождение, свойственная многим персонажам рассказов, романов и пьес Захер-Мазоха. Мазохизм это получение удовольствия от страдания, физических или психических. Это удовольствие может быть или не быть сексуальным. Мазохист желает подчиняться чужой воле, испытывать чувство собственной беспомощности. Эта зависимость также проявляется в том, что человек готов на любые жертвы, лишь бы не потерять сексуального партнера, который доставляет тем большее наслаждение, чем больше унижает мазохиста.

 

Сексуальный мазохизм считается перверсией, если он заменяет и исключает возможность нормального секса. Перверсия это нарушение нормы биологической и социальной. Но что есть норма и патология на более глубинном уровне?

 

 

МАЗОХИЗМ И МУЖЧИНЫ: ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ

 

Не будем ссылаться на пресловутую Спарту, но и в России мальчикам часто сладко не жилось: или кадетские корпуса, или ремесло и работа с детства...

Положение дел изменилось кардинальным образом после долгих лет войн и репрессий. К оставшимся в живых мужчинам стали относится с таким благоговением и трепетом, так ограждать их от всех бытовых и семейных неурядиц, что привело к тому, что большинство глав семьи были абсолютно не в курсе того, что происходит у них дома. Основной задачей, возлагаемой на мужчину, стала работа и просто присутствие в квартире. И само то, что мужчина рядом за столом или на диване — уже радость, потому, что во многих домах мужчин просто не было. Более 30-ти лет росли на этом фоне мальчики, которые в 50–70 х годах сами стали отцами…

 

Уже в дошкольном детстве происходит накопление ребенком знаний о мужской или женской роли, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. В это время у ребенка формируется чувство половой принадлежности и начинают проявляться характерные формы поведения, связанные с "ролью" мужчины или женщины. Но какими он видит эти роли? Что он видит в своей семье, до дворе, в школе?

 

Армия учит молодых мужчин подчиняться. Наша культура, тесно связанная с армией, войной, тюрьмой, сильно заряжена темой подчинения и доминирования. Армейские игры вполне могут быть для кого-то весьма сексуальными: жесткая дисциплина и субординация, возможные унижения, подчинение ради подчинения, а не разумной цели, умение терпеть боль и трудности.

 

КАК МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМИРОВАН МАЗОХИЗМ

 

Но от умения подчиняться и соблюдать субординацию еще довольно далеко до сексуального мазохизма. Как минимум, тема подчинения должна связаться с отношениями с женщиной, и с сексуальным удовольствием. Нечто подобное довольно легко может произойти у мальчика с властной мамой, или другой женщиной в его жизни. Также это может произойти в ситуации, когда ребенок проходит через травмы, длительную боль или унижения. Есть такая психологическая защита — сексуализация.

 

Сексуализация - это механизм, превращающий ужас, боль или другое переполняющее чувство в восторг.

 

Сексуальное побуждение - наиболее действенный способ почувствовать, что ты жив. Детским страхом смерти, который испытал ребенок, оставшийся один, ужасом перенесенного насилия над ним или другого страшного несчастья можно управлять психологически посредством превращения травматической ситуации в жизнеутверждающую.

 

Многие из нас используют сексуализацию для того, чтобы преодолеть и сделать более приятными некоторые печальные события в нашей жизни; сексуализируют процесс обучения - эротичность присутствия талантливого учителя была отмечена со времен Сократа. Тенденция эротизировать свою реакцию на кого-либо, представляющего власть или известность, присутствует у подавляющего большинства людей.

 

Этим можно объяснить тот факт, почему политики и другие знаменитые личности имеют так много сексуально доступных поклонников и почему возможность сексуального насилия и сексуальной эксплуатации так велика среди влиятельных и известных людей - люди, находящиеся в слабой позиции, оборачивают свою зависть, враждебность и страх в сексуальный сценарий, в котором компенсируют соответствующий недостаток официальной власти обращением к власти эротики.

 

 

МАЗОХИЗМ И ИСТОРИЯ: ПРИМЕР ЛЕОПОЛЬДА

Интересным является детское воспоминание Захер-Мазоха:

«Гордая и надменная графиня Зиновия запомнилась Лео облаченной в соболиные меха.

Однажды она обняла 10-летнего мальчика за плечи и повела в спальню.

- Идем, Леопольд, ты поможешь мне снять шубку.

С трудом, приподняв тяжелые меха, он помог ей надеть кофточку зеленого бархата, опушенную беличьим мехом, которую тетя носила дома. Затем опустился перед ней на колени, чтобы надеть туфли. «Почувствовав у себя под руками легкое движение ее маленьких ножек, я совсем забылся и наградил их жгучим поцелуем. Сначала тетя посмотрела на меня с удивлением, затем разразилась смехом и слегка толкнула меня ногой», - запишет позже в «Воспоминаниях детства» Захер-Мазох. Ребенком он прятался в спальне тети, и там, в гардеробе, вдыхая запах мехов и юбок, он наблюдал, как красивая молодая женщина отдавала свое роскошное тело усатым кавалерам. Как-то раз, когда мальчик чуть не выдал себя чихом, в комнату, сопровождаемый друзьями, ворвался разъяренный дядя. Пока он раздумывал, кого из двух любовников прибить первым, Зиновия, не произнося ни слова, подскочила к мужу и здорово ударила его кулаком. По физиономии рогоносца потекла кровь. Но тетю это только раззадорило еще больше. Женщина схватила хлыст и указала всей компании на дверь. В этот момент злосчастная вешалка упала на пол, и ярость тети обрушилась на Леопольда. «Ухватив меня за волосы и придавив коленом к ковру, она принялась крепко хлестать меня. Слезы подступили к глазам, но все же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение». Мазохистом оказался не один только Лео. Вскоре, похожий на прибитую собаку, в гостиную робко прошмыгнул тетин муж. Словно раб, он бросился к ногам красавицы и просил у нее прощение. Неверная супруга пнула его коленом. «Это событие запечатлелось в моей душе, словно выжженное каленым железом. В одно и тоже время я ненавидел и любил это создание в сладострастных мехах. Я открыл таинственную близость жестокости и страсти, естественную вражду полов» - 3

 

Далее в своих отношениях Леопольд был последователен. В договоре, который писатель заключил со своей возлюбленной 8 декабря 1869 года, написано: «При каждом его проступке, упущении или оскорблении величества госпожи (Фанни фон Пистор Багдановой), она может наказывать своего раба (Леопольда Кавалера фон Захер-Мазоха), как ей заблагорассудится. Со своей стороны, Фанни фон Пистор обещает по возможности чаще носить меха, особенно тогда, когда она выказывает жестокость».

Договор, заключенный между Захер-Мазохом и Вандой фон Дунаевой, тоже сохранился и позже был предан огласке Краффт-Эбингом.

«Мой раб! Условия, на которых я принимаю вас и терплю рядом с собой таковы: Полный и безусловный отказ от собственного я. Мне дается право наказывать и карать вас, как мне заблагорассудится. Если я утопаю в роскоши, а вас заставляю терпеть лишения и попираю вас ногами, вы должны безропотно целовать ногу, попирающую вас. Мне позволена величайшая жестокость, и даже если я вас изувечу, вы должны снести это безо всяких жалоб. Вы признаете за мной власть и право замучить вас до смерти при помощи всех мыслимых пыток. Когда вы не сможете более выносить моего господства, тогда вы должны убить себя сами, свободу я вам не верну никогда. Своим честным словом я обязуюсь быть рабом г-жи Ванды фон Дунаевой и покорно покориться тому, что она мне присудит. Доктор Леопольд Кавалер фон Захер-Мазох»

За пять лет до смерти писателя, австрийский психопатолог Рихард фон Краффт-Эбинг введет в научный оборот слово «мазохизм»

 

А вот отрывок из воспоминаний Альфреда де Мюссе: «Я испытывал просто непреодолимую страсть к моей любовнице, в результате вся моя жизнь обрела фанатично отшельнический характер. Приведу лишь один пример: однажды она подарила мне медальон со своим миниатюрным портретом, который с тех пор носил на груди, подобно тому как это делают многие мужчины. Однажды в лавке старьевщика мне бросился в глаза бич, имевший на конце металлическую бляшку с шипами. Приказав прикрепить к ней медальон, я снова надел его на шею. Шипы, впивавшиеся в мою грудь при каждом движении, доставляли мне такое необычное наслаждение, что иногда прижимал бляшку рукой, чтобы почувствовать, как они вонзаются в тело еще глубже» - 4

 

ФРЕЙД И ДР. О МАЗОХИЗМЕ, РАННИЕ ТРАВМЫ

Скрытый, моральный мазохизм базируется на внутреннем чувстве вины, которая заставляет человека подспудно желать, чтобы его наказали. На этой основе начинает развиваться невроз либо бессознательно спровоцированные самим человеком страдания: финансовые потери, плохие отношения, потери и неудачи, унижения. Видимая сексуальная связь с мазохизмом теряется, но если рассмотреть все ситуации, то происходит замещение сексуальных страданий на моральные. В мазохизме мы часто встречаем бессознательную регрессивную сексуализацию чувства вины и нарушение ранних объектных отношений, а у мужчин ко всему этому может добавляться еще и бессознательные пассивно-гомосексуальные желания, проистекающие из эдипова комплекса. И мужской и женский мазохизм по сути является компромиссом, который помогает бороться с детскими страхами отверженности, кастрации и заброшенности.

 

Фрейд также предполагал, что мазохизм может приходить на смену ранним проявлениям садизма, который может быть спроецирован на себя и перерастать в мазохистские наклонности. При этом психология мазохизма сложнее психологии садизма, так как болевые ощущения явно противоречат принципу удовольствия. Обычно человек избегает любых форм боли, но при мазохизме она доставляет наслаждение, она желанна.

 

Эрих Фром очень проникновенно писал о мазохизме: «Охваченный ужасом индивид ищет что-нибудь или кого-нибудь, к кому мог бы привязаться, он уже неспособен дольше быть собственным индивидуальным я, отчаянно пытается избавиться от него и снова почувствовать себя в безопасности, сбросив бремя своего я. Сексуальный мазохизм – одна из дорог, ведущих к этой цели. Самоубийственные фантазии бывают последней надежной тех, кого уже обмануло все, что должно было бы облегчить их одиночество»

 

Мужской мазохизм обычно сопряжен с большей болью и страданием и с большим акцентом на унижении, неверности сексуального партнера, участии публики и трансвестизме. В противоположность этому, женский мазохизм чаще связан с болью менее сильной, с наказанием в контексте интимных отношений, сексуальных проявлений как унижения и с пассивными зрителями. Мужской мазохизм обычно достигает кульминации в оргазме вне генитального акта, в то время как женский мазохизм обычно получает кульминацию в генитальном сексе, хотя не обязательно завершается оргазмом.

 

СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, ПРИМЕРЫ

Все чаще встречается не только мазохистический тип характера, но осознанный мазохизм как вид полового поведения. БДСМ — это увлечение темой сексуального доминирования и подчинения, садизма и мазохизма. Во всем мире существуют сообщества людей, разделяющих увлечение этой темой. Такие общества были и раньше, например, 10 лет назад, но статистика показательна. В среднем, количество людей, постоянно посещающих БДСМ сайты, увеличилось только за последние 5 лет в 50 (!) и более раз — и это и мужчины, и женщины. На данный момент количество нижних, мазохистичных мужчин почти в 2 раза превышает количество нижних женщин, и при этом в 3-5 раз превышает количество доминирующих женщин. Почему же так мало садисток?

 

Вот одно из типичных обращений к психологу: «Мне 25 лет, я уже три года замужем. Нам хорошо вместе, но в плане интимных отношений есть один момент, который меня смущает. Дело в том, что он просит меня быть его госпожой, наказывать его, доминировать над ним.

Он стал просить меня наказывать его не сразу, первый раз такая просьба возникла через полгода после свадьбы. Но мне эти идеи совсем не по душе, у меня нет никакого внутреннего стремления к доминированию. В детстве меня саму часто наказывали за проступки и, как мне кажется, наказания у меня никак не ассоциируются с любовной игрой, даже в шутку и временно.

Он просит меня об этом не очень часто, примерно раз в два-три месяца, при этом он точно знает, чего и как хочет и даже выдает мне что-то вроде инструкции. Казалось бы, нет ничего сложного в том чтобы выполнить все по его просьбе и забыть об этом до следующего раза, но внутри меня все переворачивается, когда я читаю его просьбу. Кажется, что желание наказывать, как и желание быть наказанным, должно рождаться вместе с человеком или быть результатом какой-то душевной травмы, но "вырастить" это в себе нельзя.

Я попробовала несколько раз сделать как он просит, но никаких положительных эмоций не испытала - ни возбуждения, ни восторга, а радость - только когда все закончилось. Теперь я говорю, что мне это не по душе. Муж, конечно, расстраивается, но не настаивает, однако я вижу, что ему не хватает этих странных игр в госпожу и раба. Я пыталась читать какую-то информацию в интернете, пыталась вникать, но по-прежнему ничего кроме разочарования у меня эта тема не вызывает. Я люблю мужа и хочу быть с ним, но боюсь что эта его "неудовлетворенность" может положить начало концу отношений»

 

А вот немного цитат из номера журнала Psychologies за январь 2013:

«Традиционное разделение ролей? Придется признать, что его больше нет. Женщины сильны как никогда, мужчины ищут нежности, а психотерапевты констатируют: отношения полов становятся все сложнее... Сексологи говорят, что мужчины приобретают сегодня женские качества: они ранимы, ищут нежности, хотят понимания. В то же время женщины все чаще действуют по-мужски: принимают решения, берут на себя ответственность, прямо выражают свои желания... Традиционно мужчина занимался работой: там он проводил почти все свое время, но это давало ему главенствующую позицию в семье. А теперь женщины составляют большинство работающих. Мужское превосходство перестало быть неоспоримым, физическая сила востребована мало, мужчины больше времени проводят с детьми, заботятся о своем теле и внешности... С другой стороны, женщины, делая карьеру, часто чувствуют себя не в своей тарелке: им неловко зарабатывать больше мужчин, но одновременно они не вправе отрывать время от работы, чтобы заниматься домом и детьми. Такое внутреннее замешательство не может не отразиться на интимной жизни. Когда независимая, реализовавшая себя современная женщина встречает того (настоящего) мужчину, о котором она мечтала, выясняется, что она... совсем не хочет с ним жить. Да, он готов ее оберегать и защищать, но при этом относится к ней покровительственно, настаивает на своем, считает себя главным. И она невольно думает: «Кто он такой, чтобы мне указывать?»

Сложность в том, что женщины и мужчины стали слишком похожи друг на друга. Они вместе учатся, а потом работают, они делят домашние обязанности, занимают одинаковые должности, ведут одинаковый образ жизни. И это их сближает и делает более понятными друг другу... до тех пор, пока речь не идет о сексуальности. Ведь природа желания осталась неизменной: оно по-прежнему возникает помимо нашей воли и ищет в другом – по-настоящему Другого. Именно различия нас притягивают и возбуждают, и их нам как раз сегодня не хватает. А что же мужчины? Они по-прежнему хотят нравиться женщинам. Они волнуются, что не смогут удовлетворить партнершу, им страшно, что их будут сравнивать с другими. Многие из них ощущают себя жертвой, игрушкой женщины, а потому сексуальный акт внушает им тревогу»

 

Традиционно считается, что женщины более склонны к мазохизму, нежели мужчины. Подчиненное положение женщины в патриархальном обществе располагало к формированию таких черт характера. Материнство также имеет в себе некоторую естественную мазохистическую составляющую. Однако за последнее столетие в обществе многое изменилось. Дало свои плоды движение за равенство прав мужчин и женщин, сейчас женщины в развитых странах не уступают мужчинам ни в образовании, ни в карьере. После череды войн в России и Европе число мужчин сократилось, женщины были вынуждены становится более маскулинными.

 

Мужчины с эволюционной точки зрения — авангард человечества. Именно на них тестируются новые возможности. Женщины же сохраняют те изменения, которые в процессе эволюционного отбора оказались полезными. Женщины, особенно в нашей стране и особенно после войн и революций, научились быть сильными и мужественными. Но вот доминировать в сексе большинству не слишком хочется — ведь секс это сфера удовольствий. Эволюционная роль женщины часто связывается с сохранением, что подразумевает большую инертность, чем у мужчин. Им привычнее подчиняться, хотя поводов для этого уже нет. Мы часто можем видеть, что женщины, на словах признавая равенство полов, в реальности склонны подчиняться мужчинам. Мужчины всегда находятся впереди всех тенденций — они как бы генный пробный и расходный материал. И сейчас мы можем наблюдать растущее количество мужчин-мазохистов, и не успевающее за этим ростом по-прежнему небольшое количество доминирующих женщин. И сейчас складывается впечателение, что мужчины уже идет к какому-то другому будущему, пробуют на себе различные модели отношений и распределения ролей.

 

Какие мы видим типичные гендерные темы в коллективном бессознательном за последние годы? «Мужчины мельчают»

«Женщина — коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»

«Женщина может все, и для этого ей больше не нужен мужчина»

«Настоящий мужчина пойдет на все, чтобы не вставать с дивана»

«Единственный мужчина, способный командовать женщиной, - это ее ребенок»

«Женщина получает воспитание от природы, мужчина - от женщины»

«Вдруг война, а я устал...»

 

Мужчин упрекали в недостаточной маскулинности и в прежние времена. «Поскольку мужчины были господствующей силой общества, по крайней мере - его публичной сферы, нормативный канон маскулинности и образ "настоящего мужчины", как и все прочие фундаментальные ценности - "настоящая дружба", "вечная любовь" и т.п., всегда идеализировались и проецировались в прошлое. В периоды быстрых исторических перемен, когда прежние формы гендерных отношений власти становились неадекватными, эти ностальгические чувства становились особенно сильными, идеологи начинали писать о феминизации мужчин и исчезновении "настоящей мужественности". Философы и писатели классической Греции восхищались мужеством героев гомеровской эпохи. Римляне времен Империи скорбели об утрате добродетелей республиканского Рима. Англичане эпохи Реставрации и французы периода Регентства сетовали на упадок мужской доблести раннего средневековья. Немцы начала ХХ в. умилялись мужской дружбе эпохи романтизма и средневековым мужским союзам» - И.Кон.

 

Однако впервые в истории женщины стали активной общественной силой, и это не могло не отразиться и на мужской психологии. Впервые некоторые мужчины добровольно стали противопоставлять себя традиционным маскулинным ценностям. Таким образом, мы имеем очень серьезные перемены в гендерной психологии, и их уже нельзя игнорировать. Что ждет нас? Станут ли люди андрогинными? Будет ли создана новая семейная модель, и будет ли вообще существовать семья? Какое значение будет иметь биологический пол в будущем? Будет ли расти актуальность власти и подчинения, или сейчас в этом изменении привычного соотношения мы доигрываем тему власти навсегда?

 

 

КЛИЕНТСКИЕ СЛУЧАИ

Этот клиент появился на консультации по рекомендации знакомых. Довольно крупный мужчина 38 лет на первой же встрече сказал: «Вы знаете, я мазохист. И я попросил бы не лечить меня от этого. Это мой разумный выбор. Я, знаете ли, полагаю, что это куда более честно и глубоко, чем обычный уровень жизни, мышления и секса»

Далее в течении года мой клиент знакомил меня со своей историей и попутно со своими пристрастиями в Теме. Ему нравилось многое: унижения и порка, связывание, прижигание. Женщины насиловали его, оставляли связанным на полу на всю ночь, обливали горячим воском, кололи иглами. С женщинами его отношения никак не складывались. Казалось бы, мой клиент проявлял чудеса терпения и героизма, ухаживал, содержал, заботился, подчинялся... и женщины поступали с ним жестоко, используя его и отбрасывая. Он рассказывал о бесчисленных ситуациях: как у него забирали все деньги и уходили, как бросали на отдыхе, как обманывали, изменяли. Рассказывал, как будто ожидая моей реакции, то ли восхищения, то ли сочувствия.

О детстве он рассказывал довольно скупо. Папа был приходящим, он конкурировал с сыном и обесценивал его. Но мать явно правила в доме, и обесценивала их обоих. Но сына ценила явно больше — ведь он оставался, когда папа уходил. При этом мама часто проводила с сыном разные манипуляции медицинского характера, связанные с болью, а также с наказанием и унижением. Отдельной темой была история с его ожиданием мамы — когда она сердилась и уходила, или просто уходила, сын сильно переживал и очень ждал ее, мысленно совершая для нее всякие подвиги.

 

В терапии другого клиента, случай которого я опишу как-нибудь отдельно, я столкнулась с архетипом темной богини. Эта богиня жила в темноте бессознательного, была жестока и требовала поклонения и жертв. Мужчина мог только безропотно поклоняться и служить этой богине, он был никем, рабом ее — и ее наместниц — женщин. Женщины были частями, щупальцами жестокой богини. Нечто похожее можно встретить в книге Сальваторе «Темный эльф»

 

Сон клиента в терапии: "Я иду по городу во время боевых действий, вдалеке слышны выстрелы. На мне бронежилет, на боку болтается автомат, пояс плотно набит патронами. Я кого-то ищу, чтобы отомстить, заглядываю в провалы подъездов. Дохожу до высотного здания, понимаю, что мне на самый верх, вызываю лифт, приезжает маленькая старая кабина. Еду вверх, что-то жутко скрежещет, лифт дергается и останавливается. Я уверен, что это сделано специально. Я разжимаю двери, смотрю в шахту вверх и вниз, понимаю, что завис в середине, не понимаю, куда двигаться, но и оставаться на месте становится страшно. Я вылезаю на верх кабины, ищу выходы, но тут лифт начинает ползти вверх, рывками, с подергиваниями, а выхода из шахты нет. Я ору «да иди ты к черту», и прыгаю в шахту. Просыпаюсь в поту. Понятия не имею, про что это."

 

Еще один клиент рассказывал о том, что ему нравится, когда его жена изменяет ему. В БДСМ это называется Куколд — от французского слова кукушка — птица, подбрасывающая свои яйца другим. Этот мужчина чувствовал себя неспособным удовлетворить свою жену, и сам провоцировал ситуации измен. Изначально их отношения были вполне ванильные, и он смущенно и с гордостью рассказывал, как он осторожно подталкивал ее к изменам, все более смелым и жестоким. Он не мог объяснить логически, что именно его привлекала в этих ситуациях. Мы много работали про эдипальный период и объектные отношения, эта тема, конечно же, была сильно заряжена. Терапия сделала это увлечение более осознанным и управляемым, менее травматичным и менее обязательным, мнимая импотенция прошла. Однако увлечение осталось, что, впрочем, полностью устраивало клиента.

 

Рейк называет 4 способа отреагирования мазохиста:

1. провокация - "Ударь меня"

2. умиротворение- "Я уже страдаю, поэтому пожалуйста воздержитесь от дополнительного наказания"

3. эксгибиоционизм - "Посмотрите как мне больно: я разрушаюсь от этой боли"

4 избегание личной ответственности "Смотрите, что вы заставили меня сделать с собой"

 

У своих клиентов я наблюдала также такие психологические игры:

"Лучший способ борьбы с моими врагами - это показывать как они жестоки по отношению ко мне"

"Единственная причина, по которой со мной случалось что-то хорошее - это то, что я достаточно себя наказывал"

"Если я достаточно пострадаю, я получу любовь"

"Да, я страдаю. Но я силён в своих страданиях. Я морально выше тебя"

 

 

КОГДА НАДО ЛЕЧИТЬ МАЗОХИЗМ, А КОГДА НЕТ?

Самый простой ответ на этот вопрос такой: лечить нечто имеет смысл только тогда, когда есть запрос и мотивация на излечение, когда нечто мешает удовлетворительной жизни человека и окружающих. Исходя из случаев моей практики можно сделать вывод, что половой мазохизм часто является удачной заменой саморазрушительного поведения.

Возможно, то, что мучительно воплощали в своей жизни поколения ослабленных войнами мужчин, теперь может быть разыграно в спальне, и больше не довлеет над всей судьбой.

Мазохизм всегда посттравматичен и направлен на компенсацию и переигрывание травмирующей ситуации, но он может быть также большим — путем индивидуации, развития осознанности, смирения, и стяжания нуминозных состояний.

 

После терапии:

«Я изменился и не изменился. Меня заводит то же, что и раньше. Но в отношениях иначе, самоощущение другое. Я чувствую внутреннюю свободу. Отношения с мамой, конечно, ухудшились, но и черт с ними. Я точно не ее раб»

 

 

 

Работа с БДСМ клиентами может быть глубокой и трансформирующей, направленной на символизацию и осмысление, если клиент дозревает до этого, и аналитик способен смотреть на мазохизм не как на патологию, но как на способ жить и обращаться с реальностью, в первую очередь внутренней.

Осознание корней мазохизма при достаточной прочности эго, развитом символическом мышлении может способствовать развитию психики.

 

НУМИНОЗНОЕ В МАЗОХИЗМЕ

Некоторые переживания роднят мазохизм с нуминозным и духовным опытом. Ведь так или иначе это подчинение чему-то высшему, полная сдача власти и контроля.

В культуре БДСМ есть понятие сабспейс — это трансовое состояние, которое переживают мазохисты в крайних состояниях страдания. По описаниям это переживание явно можно причислить к нуминозным.

Слейвспейс ближе к переживаниям духовного ученичества — это принятие своей беспомощности и малости, сосредоточение на служении.

 

Есть противоположное понятие — дроп, сабдроп. Сабдроп - это собирательное название для негативных симптомов различной природы, которые иногда могут отмечаться у нижних через несколько часов или дней после проведения action.

 

О ТЕНДЕНЦИИ

 

Можно ли рассматривать мужской мазохизм как тенденцию? Конечно, это слишком смелое утверждение. Но если представить, что это так - о чем это может быть?

Во-первых, можно говорить о смене патриархальности новыми моделями. Сюда же идет тема кризиса понятия и явления брака, и поиск новой семейной модели. Какой она будет через 50 или 100 лет? Кто сейчас испытывает разные варианты на себе?

 

Во-вторых, если посмотреть на человечество как на единый организм со своей динамикой, своими психологическим возрастом, типом объектных отношений, своими травмами, то мы можем соотнести тему мазохизма с анальным периодом, а также с периодом сексуального импртинтирования. Мазохистические клиенты часто имеют психологические травмы в периоде сепарации от матери и поиска своего места в иерархии семейной системы. У меня рождается образ человечества, которое выросло из орального периода, темы безопасности, еды и выживания, и теперь решает проблемы отношений. А в этом обычно сильнее женщины.

 

В-третьих, способность к подчинению у тех, кто биологически и исторически доминировал, может говорить как о ослаблении, так и о повышении осознанности и уровня развития. Когда физически сильный готов подчиниться физически слабому, это говорит о выходе из фазы превалирования физического.

 

В-четвертых, возможно, солярный, аполлонический, мужской подход перестает быть сосредоточен только на себе, и может допустить существование дионисийского хаоса, и даже черпать из него вдохновение и энергию.

 

Мужской мазохизм может быть рассмотрен как обратная сторона садистичности в социуме, принятой мужской проактивной позиции. Возможно, этокомпенсация нарциссического разрыва между ничтожным истинным я и грандиозным ложным. Иногда также это снятие глубокого чувства вины за свою плохость, за свои грязные поступки, реальные и воображаемые. За видимой слабость может стоять желание обладать несокрушимой властью над собой, над своим телом и душой. В рамках общества можно рассматривать мужской мазохизм как ответ на феминизм, этакая компенсация многих веков патриархальности. Вероятно, эта тенденция отражает попытку некоторого частного решения коллективных проблем. Есть глубокий смысл в самопожертвовании - мораль предписывает, чтобы мы страдали ради чего-то более стоящего, чем наш кратковременный индивидуальный комфорт. Возможно, в мазохизме также есть уравновешивающее человеческое могущество стремление отдаться воле бога, стремление к нуминозному.

 

Таким образом, рассматривая мазохизм, мы можем найти его глубинное, символическое значение, и раскрыть его трансцендентную функцию. Думаю, этот подход возможно и полезно применять и к другим явлениям человеческого бытия.

 

Список источников:

1 — Википедия

2 - Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

3 -Захер-Мазох, Венера в мехах

4 – Альфред де Мюссе, исповедь сына века

Случайная цитата:

Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем объект любви или его любовь.

Зигмунд Фрейд

Искать на сайте: