Стыд, вина и внутренний критик
Тренинг "Архетип Внутреннего Критика и работа с ним" направлен на осознание своей критической, самодеструктивной части. Сейчас не проводится. Возможен индивидуальный тренинг-консультирование по данным темам.
В програме:
Замкнутый круг вины и стыда. Поиск выхода
Агрессия и аутоагрессия, отыгрывание и защиты
Феномен Критика в культуре и коллективном бессознательном
Индивидуальный критик и его формирование
Проявление критика - явные и скрытые
Визуализация, описание и уточнение образа
Отношения внутри и снаружи
Методы работы и пути разрешения конфликта
Мы хорошо знаем, кто такой Внутренний Критик. Это тот, кого мы слышим довольно часто.
-
Я должен был это предусмотреть!
-
Я всегда все порчу, за что бы ни взялся.
-
Почему я никогда не могу прийти вовремя?
-
Я полный неудачник.
Всем в той или иной степени свойственна самокритика. Мы болезненно переживаем неудачи и собственное несовершенство.
Википедия: «Самокритика — рефлексивное отношение человека к себе, способность к самостоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления. Наличие критики к себе считается условием психического здоровья личности, но чрезмерная самокритика может рассматриваться как признак нездоровья»
Где же проходит эта грань, когда критика становится излишней? Там, где она начинает не помогать, а вредить, наносить ущерб. Если критика роняет самооценку, лишает сил, ведет к депрессии и самоагрессии, она вредна.
Предполагается, что Критик должен ограждать нас от необдуманных поступков. И порою так и есть, он не дает нам совершать очевидные глупости — прыгать с крыши с зонтиком, например — такая затея не выдерживает критики и несет опасность. Но порой Критик забирает себе слишком много власти, лишая нас свободы самовыражения, права на ошибки и просто на какие-то действия.
Категории всегда и никогда, и подобные им, активно используются Критиком против нас. Это слабое место — ведь любое обобщение неверно. Критик часто вызывает в нас эмоции злости и раздражения, вины и стыда, зависти и ревности.
Некоторые считают критику необходимой частью и даже условием развития. Но так ли это? Критика в природном виде — негативная обратная связь от внешнего мира, палец в дверь сунул — прищемил — больше так не делаешь. Но критика и самокритика человеческая — это наказание, это кнут, часто не уравновешенный пряником и похвалой. Но похвала и поощрение лучше работают даже в дрессировке.
Внутренний критик это некий собирательный образ, субличность, составленная из наших родителей и авторитетов в моменты критики. Порой он может предъявлять противоречивые требования, которым невозможно соответствовать, а значит, невозможно быть хорошим. Это еще один повод свергнуть критиканскую тиранию.
Выдерживать критику и противостоять ей проще, когда есть самопринятие и самоуважение. Эти качества берут свое начало в раннем опыте безусловной материнской любви, но можно научиться этому и самостоятельно.
Ведет:
Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог.
1. Замкнутый круг вины и стыда. Поиск выхода
Упражнение: «Сценарий вины»
Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали вину или стыд.
Опишите:
Что вы сделали/не сделали?
Что вы сказали себе в этот момент?
Чего вы хотели?
Кто (внутренне или внешне) обвинил вас?
Продолжение:
Опишите, как это ощущается в теле. Где живёт стыд? Где — вина?
Что запускается вслед за этими чувствами: самонаказание, избегание, оправдание, замыкание?
Рефлексия:
Что нужно вам в такие моменты, чтобы остановить цикл?
2. Агрессия и аутоагрессия, отыгрывание и защиты
Упражнение: «Агрессия в отражении»
Нарисуйте два силуэта:
Когда вы злитесь на кого-то.
Когда вы злитесь на себя.
Впишите внутрь силуэта: мысли, импульсы, ощущения в теле.
Рефлексия:
Что вам легче: направить агрессию наружу или внутрь?
Что происходит, когда вы злитесь? Какие защиты включаются?
Что запрещено в вашей агрессии?
3. Феномен Критика в культуре и коллективном бессознательном
Упражнение: «Образы критика в культуре»
Вспомните культурные, литературные или мифологические образы, которые напоминают вам внутреннего критика. Примеры:
Суровый отец
Судья
Учитель, требующий совершенства
Бог, карающий за ошибки
Рефлексия:
Что объединяет эти образы?
Какую функцию они выполняют в культуре?
Как вы сами были «воспитаны» через подобные фигуры?
4. Индивидуальный критик и его формирование
Упражнение: «Голос из прошлого»
Напишите 5 типичных фраз, которые вы говорите себе, когда не справляетесь.
Затем ответьте:
Кто в вашем прошлом говорил с вами похожим тоном?
Чьи ожидания и требования звучат в этом голосе?
Рефлексия:
Сколько в этом критике — вас?
Что он защищает, от чего предостерегает?
5. Проявления критика — явные и скрытые
Упражнение: «Критик под маской»
Запишите свои внутренние реплики, которые звучат «вежливо», но подрывают вашу опору. Например:
«Ты мог бы и получше постараться»
«Другие справляются, а ты — нет»
«Это просто объективная реальность»
Рефлексия:
Как критик маскируется под голос «здравого смысла», «разума», «мудрости»?
В каких моментах вы не замечаете, что он активировался?
6. Визуализация, описание и уточнение образа
Упражнение: «Портрет критика»
Сядьте с закрытыми глазами. Представьте, что критик — это фигура.
Как она выглядит?
Где она стоит по отношению к вам?
Сколько ей лет, каков её пол, голос, одежда?
Что она говорит? С каким выражением лица?
Продолжение:
Нарисуйте эту фигуру.
Дайте ей имя.
Подпишите, в чём её сила и в чём разрушительность.
7. Отношения внутри и снаружи
Упражнение: «Карта отношений с критиком»
Нарисуйте схему:
Вы в центре.
Отдельно — фигуры, с которыми вы в конфликте внутри (внутренний ребёнок, критик, взрослый, родитель).
Наружу — значимые фигуры, с которыми взаимодействуете сейчас.
Рефлексия:
Где критик нарушает контакт с внешними людьми?
С кем вы не можете быть собой из-за его давления?
8. Методы работы и пути разрешения конфликта
Упражнение: «Письмо примирения»
Напишите два письма:
От себя к внутреннему критику — в открытом, честном тоне.
От критика к вам — от лица той части, что хочет «помочь».
Дополнительно:
Создайте образ посредника — внутреннего Взрослого или Наставника, который будет регулировать отношения между вами и критиком.
Упражнение: «Новая роль критика»
Нарисуйте/напишите, как критик мог бы изменить форму и функцию:
Стать внутренним советником
Напоминать, а не обвинять
Поддерживать усилия, а не обесценивать результат
Цель: трансформация образа критика из деструктивного в интегрированного помощника.
Случайная цитата:
Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки обеспечивают нам доверие пациентов. Как будто это особое достижение – совершать ошибки, а потом в них признаваться.
Шандор Ференци