Menu

Тренинг "Архетип Внутреннего Критика и работа с ним" направлен на осознание своей критической, самодеструктивной части.  Сейчас не проводится. Возможен индивидуальный тренинг-консультирование по данным темам.

В програме:

Замкнутый круг вины и стыда. Поиск выхода
Агрессия и аутоагрессия, отыгрывание и защиты
Феномен Критика в культуре и коллективном бессознательном
Индивидуальный критик и его формирование
Проявление критика - явные и скрытые
Визуализация, описание и уточнение образа
Отношения внутри и снаружи
Методы работы и пути разрешения конфликта

Мы хорошо знаем, кто такой Внутренний Критик. Это тот, кого мы слышим довольно часто.

  • Я должен был это предусмотреть!

  • Я всегда все порчу, за что бы ни взялся.

  • Почему я никогда не могу прийти вовремя?

  • Я полный неудачник.

 

Всем в той или иной степени свойственна самокритика. Мы болезненно переживаем неудачи и собственное несовершенство.

 

Википедия: «Самокритика — рефлексивное отношение человека к себе, способность к самостоятельному поиску ошибок, оценке своего поведения и результатов мышления. Наличие критики к себе считается условием психического здоровья личности, но чрезмерная самокритика может рассматриваться как признак нездоровья»

 

Где же проходит эта грань, когда критика становится излишней? Там, где она начинает не помогать, а вредить, наносить ущерб. Если критика роняет самооценку, лишает сил, ведет к депрессии и самоагрессии, она вредна.

 

Предполагается, что Критик должен ограждать нас от необдуманных поступков. И порою так и есть, он не дает нам совершать очевидные глупости — прыгать с крыши с зонтиком, например — такая затея не выдерживает критики и несет опасность. Но порой Критик забирает себе слишком много власти, лишая нас свободы самовыражения, права на ошибки и просто на какие-то действия.

 

Категории всегда и никогда, и подобные им, активно используются Критиком против нас. Это слабое место — ведь любое обобщение неверно. Критик часто вызывает в нас эмоции злости и раздражения, вины и стыда, зависти и ревности.

 

Некоторые считают критику необходимой частью и даже условием развития. Но так ли это? Критика в природном виде — негативная обратная связь от внешнего мира, палец в дверь сунул — прищемил — больше так не делаешь. Но критика и самокритика человеческая — это наказание, это кнут, часто не уравновешенный пряником и похвалой. Но похвала и поощрение лучше работают даже в дрессировке.

 

Внутренний критик это некий собирательный образ, субличность, составленная из наших родителей и авторитетов в моменты критики. Порой он может предъявлять противоречивые требования, которым невозможно соответствовать, а значит, невозможно быть хорошим. Это еще один повод свергнуть критиканскую тиранию.

 

Выдерживать критику и противостоять ей проще, когда есть самопринятие и самоуважение. Эти качества берут свое начало в раннем опыте безусловной материнской любви, но можно научиться этому и самостоятельно.

 

Ведет:
Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог.

1. Замкнутый круг вины и стыда. Поиск выхода
Упражнение: «Сценарий вины»

Вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали вину или стыд.

Опишите:

Что вы сделали/не сделали?

Что вы сказали себе в этот момент?

Чего вы хотели?

Кто (внутренне или внешне) обвинил вас?

Продолжение:

Опишите, как это ощущается в теле. Где живёт стыд? Где — вина?

Что запускается вслед за этими чувствами: самонаказание, избегание, оправдание, замыкание?

Рефлексия:
Что нужно вам в такие моменты, чтобы остановить цикл?

2. Агрессия и аутоагрессия, отыгрывание и защиты
Упражнение: «Агрессия в отражении»

Нарисуйте два силуэта:

Когда вы злитесь на кого-то.

Когда вы злитесь на себя.

Впишите внутрь силуэта: мысли, импульсы, ощущения в теле.

Рефлексия:

Что вам легче: направить агрессию наружу или внутрь?

Что происходит, когда вы злитесь? Какие защиты включаются?

Что запрещено в вашей агрессии?

3. Феномен Критика в культуре и коллективном бессознательном
Упражнение: «Образы критика в культуре»

Вспомните культурные, литературные или мифологические образы, которые напоминают вам внутреннего критика. Примеры:

Суровый отец

Судья

Учитель, требующий совершенства

Бог, карающий за ошибки

Рефлексия:

Что объединяет эти образы?

Какую функцию они выполняют в культуре?

Как вы сами были «воспитаны» через подобные фигуры?

4. Индивидуальный критик и его формирование
Упражнение: «Голос из прошлого»

Напишите 5 типичных фраз, которые вы говорите себе, когда не справляетесь.

Затем ответьте:

Кто в вашем прошлом говорил с вами похожим тоном?

Чьи ожидания и требования звучат в этом голосе?

Рефлексия:

Сколько в этом критике — вас?

Что он защищает, от чего предостерегает?

5. Проявления критика — явные и скрытые
Упражнение: «Критик под маской»

Запишите свои внутренние реплики, которые звучат «вежливо», но подрывают вашу опору. Например:

«Ты мог бы и получше постараться»

«Другие справляются, а ты — нет»

«Это просто объективная реальность»

Рефлексия:

Как критик маскируется под голос «здравого смысла», «разума», «мудрости»?

В каких моментах вы не замечаете, что он активировался?

6. Визуализация, описание и уточнение образа
Упражнение: «Портрет критика»

Сядьте с закрытыми глазами. Представьте, что критик — это фигура.

Как она выглядит?

Где она стоит по отношению к вам?

Сколько ей лет, каков её пол, голос, одежда?

Что она говорит? С каким выражением лица?

Продолжение:
Нарисуйте эту фигуру.

Дайте ей имя.

Подпишите, в чём её сила и в чём разрушительность.

7. Отношения внутри и снаружи
Упражнение: «Карта отношений с критиком»

Нарисуйте схему:

Вы в центре.

Отдельно — фигуры, с которыми вы в конфликте внутри (внутренний ребёнок, критик, взрослый, родитель).

Наружу — значимые фигуры, с которыми взаимодействуете сейчас.

Рефлексия:

Где критик нарушает контакт с внешними людьми?

С кем вы не можете быть собой из-за его давления?

8. Методы работы и пути разрешения конфликта
Упражнение: «Письмо примирения»

Напишите два письма:

От себя к внутреннему критику — в открытом, честном тоне.

От критика к вам — от лица той части, что хочет «помочь».

Дополнительно:
Создайте образ посредника — внутреннего Взрослого или Наставника, который будет регулировать отношения между вами и критиком.

Упражнение: «Новая роль критика»

Нарисуйте/напишите, как критик мог бы изменить форму и функцию:

Стать внутренним советником

Напоминать, а не обвинять

Поддерживать усилия, а не обесценивать результат

Цель: трансформация образа критика из деструктивного в интегрированного помощника.

Случайная цитата:

Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки обеспечивают нам доверие пациентов. Как будто это особое достижение – совершать ошибки, а потом в них признаваться.

Шандор Ференци

Искать на сайте: