Menu

«Все мы родом из детства» и, несмотря на то, что уже давно выросли и не верим в сказочного волшебника Деда Мороза, тем не менее, загадываем желание в Новый год, а провожая старый – мысленно оставляем все плохое и приглашаем новое, хорошее. На какой-то период времени мы все становимся детьми.

Что же такое затрагивает этот праздник у нас в душах, заставляет чаще биться сердца в предвкушении чуда, мечтать об исполнении сокровенных желаний и надеяться с его наступлением на изменения в жизни?

Новый Год – волшебный праздник, он пробуждает в нас магическое мышление, которое сглаживает нашу ставшую привычной рациональность, позволяет расслабиться и окунуться в детство. Атмосфере отмечания этого праздника придается особое значение. Как во всех магических ритуалах, для того чтобы магия подействовала, важно обеспечить вхождение в определенное состояние, в данном случае - в празднично-волшебное. Здесь особое значение приобретает соблюдение определенных правил, выполнение принятых ритуалов и определенная доля доверия к происходящему.

Обязательный атрибут празднования Нового года - хоровод вокруг елочки имеет древнее символическое значение. В славянской народной культуре хоровод является не только неотъемлемой частью праздника, это еще и способ очищения души, духа и плоти от тяжелых дум, изживших себя манер поведения, обид, конфликтов, претензий, злости, - то есть от всего чужеродного и разрушительного. Хоровод объединяет своих участников, движение по кругу гармонизирует внутреннее состояние, заряжает позитивной энергией. Можно сказать, что это состояние приближает человека к переживанию своего центра, Самости.

Новый Год – праздник особенный еще и в том, что отмечать его принято либо в маскарадных костюмах, что особенно присуще детям, либо в новом наряде. И это тоже имеет определенное значение. Дети наряжаются в маскарадные костюмы разных зверушек, а звери – свита Деда Мороза, помощники, проводники в мир бессознательного. Переодевание – преображение, изменение своего облика может рассматриваться как символ трансформации, символическое приобщение к волшебной реальности. Перевоплощаясь (становясь не самими собой), мы уходим из-под власти времени, где земные законы теряют над нами власть.

Последние дни, часы, минуты перед наступлением Нового года посвящены «проводам» Старого года, этот ритуал соблюдается в той или иной степени вне зависимости веры в новогоднее волшебство. Вот некоторые из предновогодних традиций, которые пришли к нам из прошлого и которые многие из нас соблюдают и по сей день:

Например, на Руси к проводам Старого года готовились так же как и к Новому году: делали кутью со сливками, пекли блины и накрывали обильный стол - тогда и весь будущий год будет в достатке.

До Нового Года следует попросить прощения у всех, кого обидел в прошедшем году ненароком.

Не следует в Новый Год платить долгов. Перед Новым годом надо отдать все долги до 31 декабря, а 1 января не отдавать их, а то весь год будешь расплачиваться.

К Новому Году следует навести чистоту в доме, разобрать все завалы, углы, натереть стекла и зеркала, чтобы сверкали. Выбросить из дома всю разбитую, колотую или треснувшую посуду, избавиться от предметов, напоминающих о неприятностях минувшего года.

 

И вот, наконец, подготовка завершена, настроение создано, Старый год провожен - наступает самый торжественный момент! О наступлении Нового года нас извещает звон Курантов, и пока они звучат, нужно успеть загадать свое самое сокровенное желание. Не правда ли, очень похоже на бой часов в сказке о Золушке? Часы извещают о наступлении волшебства, превращении. Часы это еще и символ скоротечности жизни, свидетельство трансформации физического состояния всего живого, перехода от одного этапа в жизни к другому. А Новый год – это временная граница, когда все старое можно оставить в прошлом и подумать о том, что хочется в будущем. Например, превратиться из Золушки в прекрасную Принцессу и встретить своего Принца

 

Ну и конечно же, какой Новый год без Деда Мороза, он главный персонаж этого праздника.

Для ребенка – это добрый волшебник, который дарит подарки и исполняет сокровенные желания. Причем, желание загадывается под елкой – новогодним праздничным деревом, которая символически играет роль посредника в передаче информации между миром реальным и миром магическим. Почему именно елка? Может потому, что она «зимой и летом одним цветом», и в этом ее «волшебство? Вечнозеленые деревья с древнейших времен означают вечную жизнь, бесконечный и бессмертный дух. А коническая форма ели является мировым архетипом связи земли и человека с небом. Таким образом, загадывая желание под елкой, мы как бы «передаем» информацию о желаемом высшим силам. Люди взрослые, конечно же, в это не верят. Но кто знает, как может сработать наше бессознательное, получив такое «энергетически заряженное желание»? Вполне вероятно, что со временем, оно найдет способы к его осуществлению!

Дед Мороз воплощает в себе очень много архаической энергии. Самый древний прообраз Деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это так называемый Дед, защитник и символический глава рода, уходящий своими  корнями к началу времен. Раньше Дедом  никогда не называли реального родственника - он звался дядко или дедко,  а величественное слово «Дед» обозначало именно божественного предка и несло сакральный смысл.

До появления христианства на Руси, люди верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Соответственно, существовала определенная обрядовая система, один из элементов которой – одаривание духов предков на Новый Год, известное нам как Колядование.

Согласно другой версии (но тесно переплетенной с первой) «прапрадедом»  современного Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Дед Мороз сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Его богатство: серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией.

Изначально Деда Мороза называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой.  Дед Трескун славился своей своенравностью и злобой. Частенько он вымораживал урожаи и водил заплутавших путников кругами, пока они не замерзали насмерть. Обитал тот злобный Дед Мороз в ледяной избушке в потустороннем мире, куда можно было попасть, лишь пройдя через колодец.

В русских сказках Дед Мороз тоже строгий дух зимы, но справедливый. Например, в сказке "Морозко" добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

По началу, когда только Дед Мороз стал появляться на Новый год в домах с мешком в одной руке и палкой - другой, он  не только подарки дарил, но и тумаки. Но, разумеется, первое хорошим, а второе плохим детям.  Шли годы, дед Мороз старел и добрел. Он перестал наказывать, палку стал использовать как опору, и просто стал приносить детям подарки и выполнять сокровенные желания. У него появилась спутница – Снегурочка.  Снегурочка как посредница между детьми и Дедом Морозом, делает его добрее и человечнее и помогает старому деду разносить подарки и рассказывать сказки.

 

Образ Деда Мороза - это еще и архетип - Мудрый старец, Сенекс. В архетипической связке противоположностью Сенекса является Пуэр или Вечное дитя. Может быть поэтому, Новый год затрагивает в нас внутреннего Ребенка, верящего в чудеса.

Пара Пуэр-Сенекс появляется в определенный момент контакта Эго и Самости. В Новый год наши желания, идущие от внутреннего ребенка, или Эго обращены к могущественной фигуре – Сенексу, к нашему бессознательному. Волшебный праздник сближает эти два полюса, создавая возможность их взаимодействия, и тем самым – осуществления наших желаний. Вход в это архетипическое поле уменьшает сознание и создает целостную реальность, в которой возможно многое, в том числе – стать волшебником самому себе.

Также пара Сенекс-Пуэр - символ отмирания-возрождения. Часто в сюжетах новогодних сценариев можно встретить персонаж молодого Нового года, приходящего на смену старику Деду Морозу. Это символическое возрождение, обновление и отмирание старого и ненужного.

 

Можно сказать, что Новый год – очень полезный праздник. Он затрагивает в каждом из нас много архаических переживаний, пробуждает в нас внутреннего ребенка, раскрывая нам доступ к его творческой энергии, к возможности изменения. Он позволяет за короткий промежуток времени пережить множество эмоций, соединить разъединенное, соприкоснуться с забытым, оставить старое и создать новое.

Наверно поэтому это один из значимых и любимых нами праздников, он заряжает нас позитивной энергией, верой и надеждой на лучшее.

 

 Носова Ирина, 10.12.12.

Случайная цитата:

Цель моей работы – увеличить для моего клиента возможность понимания его/ее собственной жизни и мира, увидеть, что есть истина в его/ее жизни, принять собственное человеческое достоинство и найти в себе отвагу изменяться в соответствии со своим путем роста.

Мартти Линдквист

Искать на сайте: