Кризис среднего возраста, юнгианский взгляд
Кризис среднего возраста - понятие, известное всем, но не понятное целиком никому. В вики определение такое: Кризис среднего возраста, середины жизни - долговременное эмоциональное состояние, депрессия, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30—40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»)
Само понятие кризиса может помочь понять, что происходит. Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.
Кризиссерединыжизни (иликризиссреднеговозраста) — этоне "обязательнаякатастрофа", а экзистенциальныйповоротныймомент, когдачеловексталкивается с осознаниемконечностивремени, переоценкойсмысла, утратойпрежнихидентичностей и возможностьюглубиннойперестройкисебя.
Современнаяпсихологиярассматриваетэтонекакпатологию, а какнормативныйпереход, которыйможетпроявлятьсяболезненно, нонесёт потенциал роста, интеграции и самореализации.
Что такое кризис середины жизни?
Обычно наступает в возрасте 35–50 лет
Появляется ощущение предела: времени, тела, отношений, карьеры
Происходит разрыв между внешним успехом и внутренней неудовлетворённостью
Человек может испытывать:
Усталость от ролей и обязательств
Утраты (смерть родителей, развод, взросление детей)
Страх старения и бесполезности
Желание "выбросить всё" и начать заново
Как это описывается в разных подходах?
Психоаналитическая традиция
В первой половине жизни мы строим персону — адаптируемся, социализируемся, создаём эго
Во второй — наступает время интеграции Тени, Анимы/Анимуса, архетипа Самости
Кризис — это столкновение с неосознанным, призыв к индивидуации
Юнг:
«То, что было смыслом первой половины жизни, не может быть смыслом второй»
Экзистенциальная психология
Человек сталкивается с:
Смертностью (время ограничено)
Свободой (и ответственностью за выбор)
Одиночеством (внутренним)
Отсутствием гарантий
Возникает вопрос:
«А это ли моя жизнь? А кто я на самом деле?»
Когнитивно-поведенческая перспектива
Симптомы кризиса могут быть похожи на депрессию, но корень — в когнитивном переосмыслении себя
Человек начинает сравнивать реальность с идеалами, ощущает провал ожиданий
Теория взрослого развития
Середина жизни — нормативный рубеж развития
Это переход от фазы «достижения» к фазе «смыслообразования»
Возможна смена фокуса: от внешнего успеха к внутренней зрелости
Джеймс Холлис пишет:
"Чувство уходящего времени, что ничего не успеваю - в смысле, не успел, не сумел, и больше уже никогда.... сожаление о поступках, которые побоялся совершить, и больше не будет шанса. Сожаление о людях, которых нет рядом, и о том, что больше уже не придут новые и лучшие.... Ну и в результате - непонятно чего теперь хотеть, ради чего жить" N, 49 лет.
Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".
Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему.
«Почему в среднем возрасте многим из нас становится так плохо? Почему именно в этот период нашей жизни? Почему мы называем его кризисом? В чем заключается смысл этого кризиса?
Рассмотрим подробнее симптомы, характерные для протекания кризиса среднего возраста. Это скука, смена места работы или партнера, заметные проявления насилия, самоуничижительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость.
Переживание при переходе через Перевал в середине пути чем-то похоже на пробуждение человека, когда тот узнает, что находится один на корабле, который терпит бедствие в открытом океане, и на горизонте не видно земли. Тогда остается либо продолжать спать дальше, либо броситься в море, либо оказаться за штурвалом и взять на себя управление кораблем.В период кризиса среднего возраста у нас появляется возможность пересмотреть свою жизнь и задать себе вопрос, который иногда очень страшен, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?»
История семьи, разросшейся за несколько поколений, позволяет раскрыть периодически повторяющиеся мотивы - семья передает свое видение жизни из поколения в поколение. Родившись на свет, мы сразу стали обладателями множества линз: генетическое наследие, пол, особенности культуры и разнообразие нашего семейного окружения, - все эти факторы формируют наше ощущение реальности. Линзы переходят от родителей к детям, и в результате такого преломления перспективы повторяются и выбор, и его последствия.
Если бы мы родились в другом месте и в другое время, у других родителей с другими семейными ценностями, у нас были бы совершенно иные линзы. А те, которые достались нам, формируют условия нашей жизни; они определяют не то, кто мы такие, а то, каким образом нам удается смотреть на мир и совершать свой выбор.
Выводы, к которым приходит ребенок в отношении своего «я» и окружающего мира, основаны на очень ограниченном восприятии характерных родительских реакций на конкретные проблемы. Из каждой разновидности травмы, вызванной отвержением или эмоциональным переполнением, развивается комплекс поведенческих стилей в виде бессознательных, рефлекторных реакций. Ребенок учится самым разным формам приспособления, выбирая пассивность, созависимость или навязчивое поведение, так как его «я» ощущает свою относительную беспомощность перед воздействием жизни
Такие травмы и различные бессознательные реакции, усвоенные внутренним ребенком, становятся чрезвычайно сильными психическими детерминантами поведения взрослого человека. Чем выше сила первичного переживания и чем дольше оно длится, тем больше влияет комплекс на жизнь человека. Появление комплексов неизбежно, так как каждый из нас обладает своей личной историей. Проблема заключается не в том, что у нас есть комплексы, а в том, что комплексы имеют над нами власть.
Наша жизнь является трагичной лишь в той степени, в которой мы продолжаем оставаться бессознательными относительно возрастающих расхождений между нашей природой и нашим выбором. Переход через Перевал в середине пути происходит в страшной борьбе между социализированной личностью и требованиями, которые предъявляет Самость. Человек, испытывающий такое переживание, часто приходит в панику и говорит: «Я больше не знаю, кто я такой». И действительно, человеку, который когда-то был, должен прийти на смену человек, который будет. Первый должен умереть. Поэтому нет ничего удивительного в появлении чрезвычайно высокой тревоги.
Перевал в середине пути представляет собой совокупность исходящих изнутри требований к движению от временной личности к истинной взрослости, от ложного «я» - к зрелому человеку»
Из книги Джеймса Холлиса « Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста»
Что помогает пройти кризис?
Осознание и признание этапа
Это не "ломка", а нормальный переход
Не бороться, а вслушаться: что хочет меняться?
Замедление и рефлексия
Дневники, терапия, уединение
Что из того, что я имею, действительно моё?
Где я предал себя?
Чего я жду от оставшейся жизни?
Работа с прошлым. Принятие утрат. Символическое «прощание» с иллюзиями, ролями, нереализованными мечтами
Индивидуация (поЮнгу)
Обращение к внутреннему миру, символам, мифам
Развитие тех частей личности, которые были вытеснены
Переход от "должен быть" к "хочу быть"
Разрешение себе менять курс
Новые интересы, творчество, учёба
Работа с телом, обновление сексуальности
Построение зрелых, аутентичных связей
Что НЕ помогает
Игнорировать кризис, пытаться "дожать" старую модель
Уходить в импульсивность без осмысления
Обесценивать чувства («всё у тебя есть, не выдумывай»)
Изолироваться и отказываться от поддержки
Кризис середины жизни — точка внутреннего роста через переоценку и сброс внешней оболочки. Это вызов: перейти от внешних ориентиров к внутреннему смыслу, от ожиданий общества — к аутентичному «я».
Он может быть болезненным, но также является вратами к зрелости, душевной глубине и настоящей свободе — если не убегать, а идти навстречу.
Психотерапия для человека в период кризиса может стать серьезной помощью в переосмыслении жизни, а также дать необходимую эмоциональную поддержку, обеспечить подушку безопасности.
В этот период бывают полезны нарративные практики - например, написание своей биографии.
Отношения в этот период тоже могут проходить кризис, а иногда являются опорой в прохождении кризиса переосмысления. Прочные, глубокие, зрелые отношения способствуют осмысленной жизни каждого их участника.
Обычно в период кризиса нуждается в проработке и переосмыслении СуперЭго человка, или его внутренний критик.
Случайная цитата:
На риск психоанализа идут те, кто заинтересован в нанесении на карту неизвестных континентов своей души.
Джойс МакДугалл