Menu

Кризис среднего возраста - понятие, известное всем, но не понятное целиком никому. В вики определение такое: Кризис среднего возраста, середины жизни - долговременное эмоциональное состояние, депрессия, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30—40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»)

Само понятие кризиса может помочь понять, что происходит. Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.

Кризиссерединыжизни (иликризиссреднеговозраста) этоне "обязательнаякатастрофа", а экзистенциальныйповоротныймомент, когдачеловексталкивается с осознаниемконечностивремени, переоценкойсмысла, утратойпрежнихидентичностей и возможностьюглубиннойперестройкисебя.

 

Современнаяпсихологиярассматриваетэтонекакпатологию, а какнормативныйпереход, которыйможетпроявлятьсяболезненно, нонесёт потенциал роста, интеграции и самореализации.

 

Что такое кризис середины жизни?

Обычно наступает в возрасте 35–50 лет

 

Появляется ощущение предела: времени, тела, отношений, карьеры

 

Происходит разрыв между внешним успехом и внутренней неудовлетворённостью

 

Человек может испытывать:

 

Усталость от ролей и обязательств

 

Утраты (смерть родителей, развод, взросление детей)

 

Страх старения и бесполезности

 

Желание "выбросить всё" и начать заново

 

Как это описывается в разных подходах?

Психоаналитическая традиция

В первой половине жизни мы строим персону адаптируемся, социализируемся, создаём эго

 

Во второй наступает время интеграции Тени, Анимы/Анимуса, архетипа Самости

 

Кризис это столкновение с неосознанным, призыв к индивидуации

 

Юнг:

 

«То, что было смыслом первой половины жизни, не может быть смыслом второй»

 

Экзистенциальная психология

Человек сталкивается с:

 

Смертностью (время ограничено)

 

Свободой (и ответственностью за выбор)

 

Одиночеством (внутренним)

 

Отсутствием гарантий

 

Возникает вопрос:

 

«А это ли моя жизнь? А кто я на самом деле?»

 

Когнитивно-поведенческая перспектива

Симптомы кризиса могут быть похожи на депрессию, но корень в когнитивном переосмыслении себя

 

Человек начинает сравнивать реальность с идеалами, ощущает провал ожиданий

 

Теория взрослого развития

Середина жизни нормативный рубеж развития

 

Это переход от фазы «достижения» к фазе «смыслообразования»

 

Возможна смена фокуса: от внешнего успеха к внутренней зрелости

 

Джеймс Холлис пишет:

"Чувство уходящего времени, что ничего не успеваю - в смысле, не успел, не сумел, и больше уже никогда.... сожаление о поступках, которые побоялся совершить, и больше не будет шанса. Сожаление о людях, которых нет рядом, и о том, что больше уже не придут новые и лучшие....   Ну и в результате - непонятно чего теперь хотеть, ради чего жить" N, 49 лет.

Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".

Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему.

«Почему в среднем возрасте многим из нас становится так плохо? Почему именно в этот период нашей жизни? Почему мы называем его кризисом? В чем заключается смысл этого кризиса?

Рассмотрим подробнее симптомы, характерные для протекания кризиса среднего возраста. Это скука, смена места работы или партнера, заметные проявления насилия, самоуничижительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость.

Переживание при переходе через Перевал в середине пути чем-то похоже на пробуждение человека, когда тот узнает, что находится один на корабле, который терпит бедствие в открытом океане, и на горизонте не видно земли. Тогда остается либо продолжать спать дальше, либо броситься в море, либо оказаться за штурвалом и взять на себя управление кораблем.В период кризиса среднего возраста у нас появляется возможность пересмотреть свою жизнь и задать себе вопрос, который иногда очень страшен, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?»

История семьи, разросшейся за несколько поколений, позволяет раскрыть периодически повторяющиеся мотивы - семья передает свое видение жизни из поколения в поколение. Родившись на свет, мы сразу стали обладателями множества линз: генетическое наследие, пол, особенности культуры и разнообразие нашего семейного окружения, - все эти факторы формируют наше ощущение реальности. Линзы переходят от родителей к детям, и в результате такого преломления перспективы повторяются и выбор, и его последствия.

Если бы мы родились в другом месте и в другое время, у других родителей с другими семейными ценностями, у нас были бы совершенно иные линзы. А те, которые достались нам, формируют условия нашей жизни; они определяют не то, кто мы такие, а то, каким образом нам удается смотреть на мир и совершать свой выбор.

Выводы, к которым приходит ребенок в отношении своего «я» и окружающего мира, основаны на очень ограниченном восприятии характерных родительских реакций на конкретные проблемы. Из каждой разновидности травмы, вызванной отвержением или эмоциональным переполнением, развивается комплекс поведенческих стилей в виде бессознательных, рефлекторных реакций. Ребенок учится самым разным формам приспособления, выбирая пассивность, созависимость или навязчивое поведение, так как его «я» ощущает свою относительную беспомощность перед воздействием жизни

Такие травмы и различные бессознательные реакции, усвоенные внутренним ребенком, становятся чрезвычайно сильными психическими детерминантами поведения взрослого человека. Чем выше сила первичного переживания и чем дольше оно длится, тем больше влияет комплекс на жизнь человека. Появление комплексов неизбежно, так как каждый из нас обладает своей личной историей. Проблема заключается не в том, что у нас есть комплексы, а в том, что комплексы имеют над нами власть.

Наша жизнь является трагичной лишь в той степени, в которой мы продолжаем оставаться бессознательными относительно возрастающих расхождений между нашей природой и нашим выбором. Переход через Перевал в середине пути происходит в страшной борьбе между социализированной личностью и требованиями, которые предъявляет Самость. Человек, испытывающий такое переживание, часто приходит в панику и говорит: «Я больше не знаю, кто я такой». И действительно, человеку, который когда-то был, должен прийти на смену человек, который будет. Первый должен умереть. Поэтому нет ничего удивительного в появлении чрезвычайно высокой тревоги.

Перевал в середине пути представляет собой совокупность исходящих изнутри требований к движению от временной личности к истинной взрослости, от ложного «я» - к зрелому человеку»

Из книги Джеймса Холлиса « Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста»

 

Что помогает пройти кризис?

Осознание и признание этапа

Это не "ломка", а нормальный переход

 

Не бороться, а вслушаться: что хочет меняться?

 

Замедление и рефлексия

Дневники, терапия, уединение

 

 

Что из того, что я имею, действительно моё?

 

Где я предал себя?

 

Чего я жду от оставшейся жизни?

 

Работа с прошлым. Принятие утрат. Символическое «прощание» с иллюзиями, ролями, нереализованными мечтами

 

Индивидуация (поЮнгу)

Обращение к внутреннему миру, символам, мифам

 

Развитие тех частей личности, которые были вытеснены

 

Переход от "должен быть" к "хочу быть"

 

Разрешение себе менять курс

Новые интересы, творчество, учёба

 

Работа с телом, обновление сексуальности

 

Построение зрелых, аутентичных связей

 

Что НЕ помогает

Игнорировать кризис, пытаться "дожать" старую модель

 

Уходить в импульсивность без осмысления

 

Обесценивать чувства («всё у тебя есть, не выдумывай»)

 

Изолироваться и отказываться от поддержки

 

Кризис середины жизни — точка внутреннего роста через переоценку и сброс внешней оболочки. Это вызов: перейти от внешних ориентиров к внутреннему смыслу, от ожиданий общества — к аутентичному «я».

 

Он может быть болезненным, но также является вратами к зрелости, душевной глубине и настоящей свободе — если не убегать, а идти навстречу.

Психотерапия для человека в период кризиса может стать серьезной помощью в переосмыслении жизни, а также дать необходимую эмоциональную поддержку, обеспечить подушку безопасности.

В этот период бывают полезны нарративные практики - например, написание своей биографии.

Отношения в этот период тоже могут проходить кризис, а иногда являются опорой в прохождении кризиса переосмысления. Прочные, глубокие, зрелые отношения способствуют осмысленной жизни каждого их участника.

Обычно в период кризиса нуждается в проработке и переосмыслении СуперЭго человка, или его внутренний критик.

 

Случайная цитата:

На риск психоанализа идут те, кто заинтересован в нанесении на карту неизвестных континентов своей души.

Джойс МакДугалл

Искать на сайте: