Кризис среднего возраста, юнгианский взгляд
Кризис среднего возраста - понятие, известное всем, но не понятное целиком никому. В вики определение такое: Кризис среднего возраста, середины жизни - долговременное эмоциональное состояние, депрессия, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30—40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»)
Само понятие кризиса может помочь понять, что происходит. Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека.
Джеймс Холлис пишет:
"Чувство уходящего времени, что ничего не успеваю - в смысле, не успел, не сумел, и больше уже никогда.... сожаление о поступках, которые побоялся совершить, и больше не будет шанса. Сожаление о людях, которых нет рядом, и о том, что больше уже не придут новые и лучшие.... Ну и в результате - непонятно чего теперь хотеть, ради чего жить" N, 49 лет.
Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".
Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему.
«Почему в среднем возрасте многим из нас становится так плохо? Почему именно в этот период нашей жизни? Почему мы называем его кризисом? В чем заключается смысл этого кризиса?
Рассмотрим подробнее симптомы, характерные для протекания кризиса среднего возраста. Это скука, смена места работы или партнера, заметные проявления насилия, самоуничижительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость.
Переживание при переходе через Перевал в середине пути чем-то похоже на пробуждение человека, когда тот узнает, что находится один на корабле, который терпит бедствие в открытом океане, и на горизонте не видно земли. Тогда остается либо продолжать спать дальше, либо броситься в море, либо оказаться за штурвалом и взять на себя управление кораблем.В период кризиса среднего возраста у нас появляется возможность пересмотреть свою жизнь и задать себе вопрос, который иногда очень страшен, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?»
История семьи, разросшейся за несколько поколений, позволяет раскрыть периодически повторяющиеся мотивы - семья передает свое видение жизни из поколения в поколение. Родившись на свет, мы сразу стали обладателями множества линз: генетическое наследие, пол, особенности культуры и разнообразие нашего семейного окружения, - все эти факторы формируют наше ощущение реальности. Линзы переходят от родителей к детям, и в результате такого преломления перспективы повторяются и выбор, и его последствия.
Если бы мы родились в другом месте и в другое время, у других родителей с другими семейными ценностями, у нас были бы совершенно иные линзы. А те, которые достались нам, формируют условия нашей жизни; они определяют не то, кто мы такие, а то, каким образом нам удается смотреть на мир и совершать свой выбор.
Выводы, к которым приходит ребенок в отношении своего «я» и окружающего мира, основаны на очень ограниченном восприятии характерных родительских реакций на конкретные проблемы. Из каждой разновидности травмы, вызванной отвержением или эмоциональным переполнением, развивается комплекс поведенческих стилей в виде бессознательных, рефлекторных реакций. Ребенок учится самым разным формам приспособления, выбирая пассивность, созависимость или навязчивое поведение, так как его «я» ощущает свою относительную беспомощность перед воздействием жизни
Такие травмы и различные бессознательные реакции, усвоенные внутренним ребенком, становятся чрезвычайно сильными психическими детерминантами поведения взрослого человека. Чем выше сила первичного переживания и чем дольше оно длится, тем больше влияет комплекс на жизнь человека. Появление комплексов неизбежно, так как каждый из нас обладает своей личной историей. Проблема заключается не в том, что у нас есть комплексы, а в том, что комплексы имеют над нами власть.
Наша жизнь является трагичной лишь в той степени, в которой мы продолжаем оставаться бессознательными относительно возрастающих расхождений между нашей природой и нашим выбором. Переход через Перевал в середине пути происходит в страшной борьбе между социализированной личностью и требованиями, которые предъявляет Самость. Человек, испытывающий такое переживание, часто приходит в панику и говорит: «Я больше не знаю, кто я такой». И действительно, человеку, который когда-то был, должен прийти на смену человек, который будет. Первый должен умереть. Поэтому нет ничего удивительного в появлении чрезвычайно высокой тревоги.
Перевал в середине пути представляет собой совокупность исходящих изнутри требований к движению от временной личности к истинной взрослости, от ложного «я» - к зрелому человеку»
Из книги Джеймса Холлиса « Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста»
Психотерапия для человека в период кризиса может стать серьезной помощью в переосмыслении жизни, а также дать необходимую эмоциональную поддержку, обеспечить подушку безопасности.
В этот период бывают полезны нарративные практики - например, написание своей боиграфии.
Отношения в этот период тоже могут проходить кризис, а иногда являются опорой в прохождении кризиса переосмысления. Прочные, глубокие, зрелые отношения способствуют осмысленной жизни каждого их участника.
Обычно в период кризиса нуждается в проработке и переосмыслении СуперЭго человка, или его внутренний критик.
Случайная цитата:
Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач.
Робин Скиннер