Интеграция сексуальности
Тренинг "Интеграция сексуальности" - терапевтическая группа для женщин.
Сейчас не проводится. Возможен индивидуальный тренинг-консультирование по данным темам.
В группе не более 12 человек, по записи.
- Жизнь в контексте: история сексуальности, типы сексуальных культур, влияние прошлого, современные тенденции.
- Мое тело - какое оно? насколько я с ним в контакте?
- Мои потребности - осознание потребностей, признание их, распознавание и способы удовлетворения. Умение говорить о своих потребностях.
- Мой пол и гендер, история формирования гендерной идентификации. Быть женщиной - что это значит для меня?
- Аутоэротизм и самоотношение.
- Объектные отношения и раннее детство. Формирование сексуальности. Пол и секс в семейной истории.
- Первичная сцена, эротика и вуайеризм
- Эротические фантазии и их сценарии
- Эротика и порнография как проективный материал
- Границы нормы, сексуальные перверсии
- Сексуальные страхи и страх сексуальности
- Сексуальность животная, инстинктивная
- Соотношения любви и секса
- Сексуальный контакт и его бессознательное содержание. Символическая сторона секса
- Расширение своей идентичности. Интеграция сексуальности
Ведущий: Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, ведущий тренингов с 1995 года, практика консультирования с 1999 года.
Некоторая литература к прочтению:
- Отто Ф.Кернберг, Отношения любви: норма и патология. Зрелая сексуальная любовь
- С.Джонсон, Интеграция сексуальности и привязанности в эмоционально-фокусированной терапии пар
- Адольф Гуггенбюль-Крейг "Эрос на костылях" и "Василиск, или раскрепощенная сексуальность(глава из книги "Благо Сатаны")"
- В.В. Афанасьева "Мифология гомосексуализма"
- Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
- Уоррен Колман "Контрсексуальность и неизвестная Душа"
- Эндрю Самуэлс "Юнг и постъюнгианцы: 7 Род, пол, брак"
- Карл Густав Юнг "О психологии бессознательного: II ТЕОРИЯ ЭРОСА"
Подробное содержание курса.
1. Жизнь в контексте: история сексуальности, типы сексуальных культур, влияние прошлого, современные тенденции
Цель: Осознание влияния культурного и семейного контекста на индивидуальное переживание сексуальности.
Упражнение: «Хронология сексуальной нормы»
Создайте на бумаге личную «линию сексуальности»: какие послания о сексе, желаниях, теле, удовольствии вы получали в семье, школе, медиа.
Отметьте, какие из них вы до сих пор несёте, какие отрицаете, какие стали своими.
Рефлексия:
С чем вы боретесь?
Где живёт внутренний цензор?
Какие нормы стали вашими по выбору?
2. Моё тело — какое оно? Насколько я с ним в контакте?
Цель: Установление телесного контакта, осознание границ, ощущений, удовольствия и отвращения.
Упражнение: «Карта тела»
На силуэте человека нарисуйте:
Где приятно — красным
Где больно — синим
Где нечувствительно — серым
Где запрещено — чёрным
Назовите телу благодарности и упрёки.
Рефлексия:
Какие зоны заблокированы?
Какие ощущения труднее всего признавать?
3. Мои потребности: осознание, признание, распознавание и способы удовлетворения
Цель: Контакт с базовыми и эротическими потребностями, возможность открыто их выражать.
Упражнение: «Пирамида желаний»
Составьте пирамиду из 5 уровней потребностей — от телесных и эмоциональных до сексуальных и духовных.
Для каждого уровня напишите, как вы распознаёте потребность и как её обычно удовлетворяете.
Затем — как вы её не удовлетворяете, и почему.
Практика:
Потренируйтесь вслух говорить желания в формате:
«Мне нужно...», «Я хочу...», «Я сейчас ощущаю потребность в…»
4. Мой пол и гендер. История гендерной идентичности. Быть женщиной — что это значит для меня?
Цель: Осознание путей формирования гендерной идентичности, конфликтов, предписаний и свобод.
Упражнение: «Моя женская история» / «Моя мужская история»
Напишите 2 письма:
От себя к своему полу: «Что значит для меня быть женщиной/мужчиной?»
От фигуры пола к вам: «Что я тебе дала? От чего отказался?»
Рефлексия:
Кто формировал ваш гендер: мать, отец, культура?
Где ваш пол живёт в теле, где — в роли?
5. Аутоэротизм и самоотношение
Цель: Исследовать способы чувственного и эмоционального обращения с собой.
Упражнение: «Ритуал прикосновения к себе»
В тишине и уединении исследуйте, как вы прикасаетесь к себе не как к телу, а как к живому существу.
Где удовольствие, где отвращение, где стыд?
Рефлексия:
Как вы заботитесь о себе как об эротическом существе?
Какие сценарии аутоэротики связаны с утешением, агрессией, стыдом?
6. Объектные отношения и раннее детство. Пол и секс в семейной истории
Цель: Осознание бессознательного наследия родительских сексуальных сценариев.
Упражнение: «Тайный альбом»
Вспомните, что вы знали о сексуальности родителей, что чувствовали, что слышали.
Нарисуйте «невидимую фотографию»: сцена, в которой ребёнок «считывает» сексуальное поведение родителей.
Рефлексия:
Как это повлияло на ваше представление о близости, теле, удовольствии, власти?
7. Первичная сцена, эротика и вуайеризм
Цель: Признание ранних возбуждающих опытов, ощущение запретного взгляда.
Упражнение: «Я был(а) свидетелем…»
Вспомните эпизоды, где вы увидели, услышали или ощутили что-то сексуально заряженное как ребёнок.
Что вы чувствовали?
Что поняли или не поняли?
Рефлексия:
Какой след эти переживания оставили?
Какой образ сексуальности они заложили?
8. Эротические фантазии и их сценарии
Цель: Исследование бессознательных потребностей, конфликтов и ролей через эротические образы.
Упражнение: «Сценарий желания»
Опишите одну устойчивую эротическую фантазию.
Кто вы в ней? Кто другой? Где власть, подчинение, страх, нежность?
Что в этой фантазии невозможно или табуировано в реальности?
Рефлексия:
Какие архетипы и комплексы активны?
Это желание, протест, регресс, компенсация?
9. Эротика и порнография как проективный материал
Цель: Анализ объектов возбуждения как отражения внутреннего мира.
Упражнение: «Мой порнографический образ»
Опишите или нарисуйте образ, который вы находите возбуждающим в кино, искусстве, порно.
Что в нём важно: поза, эмоция, сюжет, доминирование?
Рефлексия:
Какая ваша часть идентифицируется с образом?
Кто вы в этой сцене: наблюдатель, участник, жертва, творец?
10. Границы нормы, сексуальные перверсии
Цель: Разграничение собственного «нормального» и чужого, исследование бессознательного влечения к запрету.
Упражнение: «Моя граница»
Выпишите 10 сексуальных практик или сценариев, вызывающих:
Интерес
Непонимание
Отвращение
Отметьте: где заканчивается ваше «нормальное»?
Рефлексия:
Какие бессознательные страхи и желания активируются на границе?
11. Сексуальные страхи и страх сексуальности
Цель: Осознание травматических фантазий, стыда, запретов, связанных с сексуальностью.
Упражнение: «Тень желания»
Опишите или нарисуйте фигуру, которая вызывает у вас эротическое возбуждение и одновременно страх или стыд.
Как вы с ней взаимодействуете?
Рефлексия:
Это страх быть захваченным, униженным, разоблачённым?
Что станет возможным, если страх будет принят?
12. Сексуальность животная, инстинктивная
Цель: Признание тела как источника влечения, инстинкта, спонтанности.
Упражнение: «Тело как зверь»
Представьте свою сексуальность в виде животного.
Как оно двигается, нюхает, ищет, нападает или играет?
Нарисуйте это животное и поговорите с ним от первого лица.
Рефлексия:
Как вы приручаете своего зверя?
В чём его сила? В чём опасность?
13. Соотношение любви и секса
Цель: Различение и интеграция телесной, чувственной и объектной стороны сексуальности.
Упражнение: «Две истории»
Вспомните две разные истории:
Где была сильная любовь, но слабая сексуальность
Где был сильный секс, но мало привязанности
Сравните:
Что питало каждую связь?
Где было больше вас?
Рефлексия:
Возможно ли объединение?
Что мешает любви и сексу соединиться в одном контакте?
14. Сексуальный контакт и его бессознательное содержание. Символическая сторона секса
Цель: Исследование секса как архетипического акта: встречи, власти, растворения, инициации.
Упражнение: «Секс как символ»
Представьте сексуальный акт не буквально, а как образ:
Вода, огонь, бой, слияние, взлёт, ритуал.
Что в нём происходит бессознательно: встреча Я и Тени, мать и ребёнок, жертва и жрец?
Рефлексия:
Что символизирует ваш сексуальный контакт?
Какая потребность развёртывается внутри?
15. Расширение своей идентичности. Интеграция сексуальности
Цель: Принятие сексуальности как части идентичности, интеграция с другими аспектами Я.
Упражнение: «Целостный Я»
Нарисуйте круг — образ своей личности.
Впишите в него: Тело, Ум, Чувства, Сексуальность, Дух.
Где сексуальность занимает больше/меньше пространства? Что вытесняет её?
Рефлексия:
Как сделать сексуальность не угрозой, а ресурсом?
Что она говорит о вас как о живом человеке?
Случайная цитата:
Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало
Виктор Гюго