Menu

Тренинг "Любовь и еда" посвящен исследованию наших отношений с едой, с собой и с другими.

Сейчас не проводится. Возможен индивидуальный тренинг-консультирование по данным темам.

Еда физическая и эмоциональная.
Потребности, стоящие за едой.
Первичный голод и объектные отношения.
Ощущение тела, своих потребностей.
Голод тела и голод эмоциональный — в чем разница?
Ритуалы и эмоциональное насыщение, символическая еда.
Умение выражать любовь и умение принимать любовь.
Алгоритмы работы с потребностями
Как бессознательное может влиять на потребность
Тело и пищеварение как способ самосохранения.
Потребности и кризисы разного возраста и способность переваривать
Непережитые интроекты и лишние килограммы.
Мифы любви и потребления современного общества. 


Автор:
Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог.

Подробнее: 

 

1. Еда физическая и эмоциональная
Еда — это не только способ обеспечить организм энергией, но и форма общения, утешения, любви, защиты. Когда эмоциональные потребности остаются неудовлетворёнными, человек может начинать использовать пищу как способ справиться с тревогой, одиночеством, скукой.

 

Упражнение:
В течение недели после каждого приёма пищи отвечайте на два вопроса:
— Я действительно был(а) голоден(на)?
— Какие чувства были у меня до, во время и после еды?

 

2. Потребности, стоящие за едой
Часто за желанием съесть что-то «вкусное» скрываются совсем не физические потребности. Мы можем есть, чтобы избежать конфликта, компенсировать отсутствие поддержки, заполнить пустоту.

 

Упражнение:
Составьте список из 10 ситуаций, когда вы ели «без голода». Попробуйте сформулировать, чего вам тогда на самом деле не хватало: отдыха, признания, защищённости, тепла?

 

3. Первичный голод и объектные отношения
В младенчестве еда и забота неразделимы. Грудное вскармливание — не только про питание, но и про близость, безопасность, любовь. Если в этом контакте были разрывы, то в зрелом возрасте человек может искать ту самую «первородную» еду — как способ получить недополученное.

 

Упражнение:
Вспомните, как в вашем детстве происходили приёмы пищи. Кто вас кормил? Был ли это момент связи и уюта или тревоги и контроля? Запишите эти воспоминания как диалог: «Я — Ребёнок» и «Я — Мама/Папа».

 

4. Ощущение тела, своих потребностей
Люди с нарушенной связью с телом могут не распознавать сигналы голода, насыщения, усталости. Это снижает способность к саморегуляции.

 

Упражнение:
Перед каждым приёмом пищи делайте паузу на 2 минуты: закройте глаза, сосредоточьтесь на ощущениях в животе, груди, горле. Где в теле вы чувствуете напряжение, где — пустоту? Это голод или другое ощущение?

 

5. Голод тела и голод эмоциональный — в чем разница?
Физический голод нарастает постепенно и проходит после еды. Эмоциональный — внезапный, избирательный (хочется именно сладкого, именно сейчас), часто сохраняется и после насыщения.

 

Упражнение:
Создайте для себя «чек-лист голода»:

 

Когда я ел(а) в последний раз?

 

Что именно я хочу?

 

Как я себя чувствую эмоционально?

 

Смогу ли я подождать 20 минут и посмотреть, уйдёт ли желание?

 

6. Ритуалы и эмоциональное насыщение, символическая еда
Еда становится символом: торт — радость, мамины котлеты — забота, печенье с чаем — тепло. Привычные ритуалы придают структуру повседневности и насыщают не желудок, а душу.

 

Упражнение:
Создайте новый ритуал эмоционального насыщения, не связанный с едой: тёплая ванна, письмо другу, плед и музыка. Отслеживайте, как он работает в моменты стресса.

 

7. Умение выражать любовь и умение принимать любовь
Некоторые люди умеют заботиться через готовку и угощение, но не умеют просить о поддержке. Другие — принимают еду, но отвергают близость.

 

Упражнение:
Наблюдайте в течение недели, как вы выражаете любовь — себе и другим. Какие формы заботы вам доступны? Составьте два списка: «Я умею давать» и «Я умею принимать». Что в них несимметрично?

 

8. Алгоритмы работы с потребностями
Работа с потребностями начинается с их распознавания, затем — с признания и перевода в действие. Проблема часто в том, что человек либо не осознаёт потребности, либо считает, что не имеет права на их удовлетворение.

 

Упражнение:
Каждый вечер отвечайте на три вопроса:

 

Чего я хотел(а) сегодня?

 

Что я сделал(а) для этого?

 

Что (или кто) мне помешал?
Это помогает различать внутренние и внешние барьеры.

 

9. Как бессознательное может влиять на потребность
Подсознание может искажать восприятие потребностей. Например, внутренний запрет на агрессию может превращаться в желание «заесть» злость. Неосознанный страх покинутости — в постоянную «пищевую привязанность».

 

Упражнение:
Когда в следующий раз вы захотите что-то съесть внезапно и остро, напишите 5 ассоциаций к этой еде и 5 ассоциаций к текущей ситуации. Какие чувства стоят за желанием?

 

10. Тело и пищеварение как способ самосохранения
Пищеварение — ключевая функция выживания. Если психика перегружена, тело может «отыгрывать» травму через вес, аппетит, желудочно-кишечные симптомы. За перееданием часто стоит потребность в защите, за голоданием — в контроле.

 

Упражнение:
Отслеживайте, как меняется ваш аппетит в зависимости от стресса. Ведите пищевой дневник с колонкой «эмоциональное состояние». Ищите закономерности.

 

11. Потребности и кризисы разного возраста и способность «переваривать»
Каждый возрастной кризис требует новых психических и телесных адаптаций. В подростковом возрасте — сепарация и идентичность, в зрелости — близость и ответственность. Невозможность «переварить» опыт порой проявляется буквально: через пищевое поведение.

 

Упражнение:
Составьте линию жизни. Отметьте кризисные периоды. Что тогда происходило с вашим телом, с весом, с пищевыми привычками?

 

12. Непережитые интроекты и лишние килограммы
Интроекты — это «чужие» убеждения, усвоенные без осмысления (например: «нельзя оставлять еду на тарелке», «ты некрасива — тебе надо худеть»). Они могут мешать живому контакту с телом и способствовать пищевым расстройствам.

 

Упражнение:
Составьте список фраз о еде, теле и весе, которые вы слышали в детстве. Какие из них вы до сих пор повторяете себе? Какая из них вам мешает? Напишите ей альтернативу.

 

13. Мифы любви и потребления в современном обществе
Культура диктует: «ты достоин любви, если красив, стройный, успешен». Любовь превращается в товар, а еда — в способ утешиться в условиях эмоционального дефицита. Это искажает способность к самоценности и живому контакту.

 

Упражнение:
Выберите рекламный слоган, связанный с телом или едой. Выпишите его. Ниже — 3 ваших убеждения, которые с ним соотносятся. Затем перепишите их с позиции заботы, а не дефицита. Например:
Было: «Нельзя быть жирной — никто не полюбит»
Стало: «Я достойна любви в любом теле, и забочусь о нём не из страха, а из уважения»

 


Разбираться в своих пищевых паттернах — значит распутывать клубок телесных, эмоциональных и культурных значений. Путь к осознанному питанию — это путь к себе: через тело, чувства, историю и символику. Уважение к себе начинается с способности распознавать, принимать и удовлетворять потребности — не только желудка, но и души.

 

 

Случайная цитата:

Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.

Н.А. Бердяев

Искать на сайте: