О власти и подчинении, садизме и мазохизме
ГЛУБИННЫЙ ТРЕНИНГ О ВЛАСТИ, ПОДЧИНЕНИИ И КОНТРОЛЕ
Тема власти скрыто присутствует во всех сферах нашей жизни. Если мы не осознаем ее, она управляет нами. На этом тренинге мы будем работать с темами доминирования и подчинения, идеализации и обесценивания, садизма и мазохизма, власти и контроля. Доминирование и подчинение в отношениях между матерью и ребенком, возлюбленными, в семье, в терапии, на работе и просто в жизни.
1 блок, коллективное
Сферы, где мы встречаемся с темой власти.
Власть в обществе, принципы иерархии.
Коллективное бессознательное, законы толпы.
Власть авторитетов.
Начальники и подчиненнные: как выжить и реализоваться.
Управление в бизнесе: власть над идеями и умами.
Архетип критика.
Тема доминирования и подчинения в мировых религиях.
2 блок, индивидуальное
Отношения родителей и детей, любовь и борьба за власть.
Властная всесильная внутренняя фигура, проекция, идеализация и обесценивание.
Власть и подчинение в раннем детстве, влияние воспитания, детские травмы и формирование характера.
Выученная беспомощность и виктимность. Воспитание и насилие
Ядро супер-эго, внутреннего критика и цензора
Внутренний критик эго-синтонный и эго-дистонный
Функции внутреннего критика, грани нормы и патологии
Особенности супер-эго у шизоидных, параноидных, нарциссических и депрессивных типов
Блок 3: сексуальность и отношения
Супружество: домострой, равенство, матриархат
Сексуальные сценарии. Перверсии и границы нормы и патологии.
Дисциплина как один из принципов власти
Связывание, лишение свободы, паттерны зависимых отношений
Активность и пассивность в отношениях
Инициатива или вина.
Стыд как позитивное и негативное
Архетип полной сдачи власти и переживание нуминозного
Боль и удовольствие от боли
Практики БДСМ и их корни в бессознательном
Блок 4: контроль и творчество
Самоконтроль и саморегуляция, тело, мысли и эмоции
Контрол-фрик: мечты о всемогущем контроле над миром
Контроль и творчество: как открыть свою креативность
Наши учителя и наставники на пути развития
Контроль и расслабление, хаос и порядок, способность к творчеству и самоконтролю
Властвуем или сдаемся: лидеры и ведомые.
Ответственность и безответственность. На кого можно положиться?
Контроль сознания и власть бессознательного. Контроль и способность к творчеству.
Длительность тренинга: в форме семинара 8 часов, в форме тренинга с практикой 16 часов.
Методы: символическое движение, визуализация и рисование, активное воображение, работа со сновидениями.
Ведет:
Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог.
Власть - универсальная и сложная тема, которая пронизывает все сферы жизни: от отношений в семье и работы до глубин бессознательного. Если мы не осознаем механизмы власти, она управляет нами незаметно, формируя поведение, выбор и судьбу. Эта статья поможет понять основные проявления власти в коллективе и индивидууме, в отношениях и творчестве, а также предложит практические упражнения для повышения осознанности.
1. Коллективная власть: где мы встречаемся с темой власти
Сферы власти:
Власть проявляется в обществе, на работе, в семье, в терапии, и даже в группах друзей. Её принципы - иерархия, распределение ролей, влияние авторитетов.
Власть и иерархия в обществе: Каждая организация строится по принципу вертикали власти - от государства до школы. Иерархия обеспечивает порядок, но одновременно порождает напряжение между лидерами и ведомыми.
Коллективное бессознательное и законы толпы: Психолог Карл Юнг говорил о коллективном бессознательном, где хранятся архетипы, в том числе архетип власти и подчинения. Толпа может подчиняться харизматическому лидеру без рационального осмысления.
Авторитет и влияние: Власть часто связана с авторитетом - знаниями, статусом, харизмой. Но слепое подчинение может привести к манипуляциям.
Начальники и подчинённые: В рабочем коллективе важно балансировать между подчинением и самореализацией, чтобы не стать пассивным исполнителем или токсичным лидером.
Власть над идеями и умами в бизнесе: Управление - это не только контроль ресурсов, но и умение влиять на мышление и мотивацию команды.
Архетип критика: В коллективном бессознательном живёт образ внутреннего критика - судьи, который требует и наказывает. Он важен для порядка, но опасен, когда становится доминирующим.
Власть в религиях: Мировые религии часто используют тему власти - Бога над человеком, закона и подчинения, свободы и покорности.
Упражнение:
Проанализируйте свою рабочую или социальную группу:
Кто в ней лидер?
Как проявляется власть?
Как вы реагируете на авторитет?
Запишите свои наблюдения и почувствуйте, насколько осознанно вы принимаете или сопротивляетесь влиянию.
2. Индивидуальная власть: внутренняя и внешняя динамика
Отношения родители - дети:
С первых дней жизни ребёнок вступает в отношения доминирования и подчинения с родителями. Любовь здесь переплетается с борьбой за власть - контроль и границы формируют личность.
Внутренняя властная фигура: В психике формируется образ всесильного родителя, который может идеализироваться или обесцениваться. Это влияет на самовосприятие.
Власть и травмы в детстве: Насилие, жесткое воспитание, или, наоборот, гиперопека формируют выученную беспомощность или виктимность.
Ядро супер-эго и внутренний критик: Это «голос власти» внутри нас, требующий соответствия нормам, порой жестокий и эго-дистонный (против себя).
Типы внутреннего критика: У разных психотипов (шизоидный, параноидный, нарциссический, депрессивный) свой характер супер-эго - от чрезмерной требовательности до подавления и страха.
Упражнение:
Понаблюдайте за своим внутренним критиком:
В каких ситуациях он звучит громче всего?
Что он говорит?
Спросите себя: является ли он вашим союзником или врагом?
Попробуйте записать диалог с этим голосом и задать вопрос: что он хочет для меня на самом деле?
3. Власть и сексуальность в отношениях
Доминирование и подчинение в интимном контексте:
В супружестве и любовных отношениях власть проявляется в равенстве или в роли «домостроя» и матриархата, в инициативах и пассивности.
Сексуальные сценарии и перверсии: Отношения могут включать паттерны садизма и мазохизма, дисциплины и ограничения.
Связывание и лишение свободы: Такие практики могут быть выражением бессознательной динамики власти, но при осознанном согласии и безопасности.
Инициатива и вина: Кто задаёт ритм и кто принимает? Чувство вины может блокировать выражение своих желаний.
Стыд: Может быть и защитой, и тормозом для интимности.
Архетип полной сдачи власти: Иногда переживание потери контроля воспринимается как духовный (нуминозный) опыт.
Практики БДСМ: У корней - бессознательные конфликты власти, контроля, доверия и предательства.
Упражнение:
Осознайте свои границы и желания:
Запишите, что для вас значит власть в отношениях.
Что для вас приемлемо, а что - нет?
Обсудите с партнёром (если есть) или представьте диалог.
4. Контроль и творчество: баланс между властью и свободой
Самоконтроль и саморегуляция:
Способность управлять своими мыслями, эмоциями и телом - базис психологической устойчивости и внутренней власти.
Контроль-фрик: Желание полного контроля - иллюзия всемогущества, часто приводящая к стрессу и блокировке творчества.
Контроль и творчество: Свобода творить требует баланса между порядком и хаосом. Слишком много контроля убивает спонтанность, слишком много хаоса - разрушает стабильность.
Учителя и наставники: Власть знания и опыта помогает развиваться, но важно не становиться зависимым.
Властвование или сдача: В жизни мы чередуем роли лидеров и ведомых - важно уметь и принимать поддержку, и брать ответственность.
Ответственность: На кого можно положиться? Самому ли себе? Другим?
Контроль сознания и власть бессознательного: Осознанность - путь к интеграции и гармонии власти внутри себя.
Упражнение:
Понаблюдайте за собой в ситуации стресса:
Что вы пытаетесь контролировать?
Что выходит из-под контроля?
Как вы реагируете на непредсказуемость?
Попробуйте расслабиться и поэкспериментировать с «отпусканием» контроля, заметив, что происходит.
Тема власти - ключ к пониманию себя и окружающих. Осознание её проявлений, личных и коллективных, помогает не стать жертвой или тираном, а найти баланс между доминированием и свободой, контролем и творчеством.
Власть - не враг, а инструмент. Важно научиться ей управлять, а не позволять управлять собой.
Случайная цитата:
Присутствие тревоги свидетельствует о жизнеспособности
Ролло Мэй