Практика активного воображения
Серия практических семинаров, направленных на освоение метода — как для работы с клиентами, так и с собой.
Методика была создана Юнгом. Используется не только юнгианскими аналитиками, но и специалистами других направлений. Дает уникальную возможность напрямую и активно (в отличии от сновидений) работать с элементами бессознательного.
З занятия по 2,5 часа.
1 занятие: Теория и практика активного воображения
Вход в АВ: готовые матрицы и использование личного материала
-включение воображения, раздвигание границ
-сопротивление в АВ
-техника активного слушания
-формулировка вопросов, расстановка акцентов, инициатива
-пассивное воображение терапевта: работа с контрпереносом
-амплификация и интерпретация материала
2 занятие: активное воображение, образы и сновидения
Что может быть поводом и входом в АВ
Как использовать АВ на практике
Субличности и АВ
3 занятие: активное воображение в теле
Ощущения в АВ
Сенсорика, подробности и яркость восприятия
Символическое движение и АВ
Двигательное АВ
Понимание телесного языка, роль деталей и ощущений в АВ.
АВ можно применять по-разному: для самопознания, работы с конфликтами и комплексами, для развития креативности и спонтанности, для решения проблем... И, конечно, может активно использоваться в рамках терапии любой школы.
Есть возможность проведения тренинга онлайн
Ведет:
Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог.
Активное воображение - метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т.п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.
Цель активного воображения - дать возможность услышать голоса тех аспектов личности, которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты - рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т. п. - не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания.
Что такое активное воображение и зачем оно нужно
Активное воображение - это метод, разработанный Карлом Густавом Юнгом для установления диалога между сознанием и бессознательным. Это не фантазирование, а встреча с психическим материалом в образах, к которым сознание относится с интересом, вниманием и уважением.
Метод применяется в аналитической терапии, творчестве, духовной практике и самопознании. Через образы человек может вступить в контакт с внутренними конфликтами, комплексами, субличностями и архетипами.
I. Теория и практика активного воображения
1. Вход в АВ: готовые матрицы и использование личного материала
Вход в активное воображение может происходить через:
работу с готовыми образами (карты, архетипические сюжеты, сказки, мифы);
воспоминание сна;
телесные ощущения;
сильные эмоции;
фантазию или повторяющуюся мысль.
Пример:
После сна о затопленном доме вы «возвращаетесь» в этот сон и продолжаете диалог с образом воды - как будто он перед вами.
Упражнение:
Закройте глаза и вспомните недавнюю ситуацию, которая вас задела. Вызовите внутреннюю картинку, связанную с ней. Позвольте ей двигаться, меняться, «разговаривать». Наблюдайте без вмешательства.
2. Включение воображения, раздвигание границ
Психика часто сопротивляется свободному воображению, особенно у взрослых, воспитанных в логике и рационализме. Первое задание - дать себе разрешение на образность.
Упражнение:
Начните с простой визуализации: представьте, что вы входите в пейзаж (лес, берег, пустыню). Посмотрите, кто или что вас там встречает. Не оценивайте, просто наблюдайте и описывайте детали.
3. Сопротивление в АВ
Сопротивление проявляется как:
пустота;
сонливость;
саркастичный внутренний голос;
забывчивость;
внутренний критик.
Упражнение:
Если появляется «ничего» - обратитесь к этому прямо: «Почему ты не хочешь появляться?». Позвольте пустоте или молчанию иметь форму и голос. Это уже начало диалога.
4. Техника активного слушания
Суть активного воображения - не придумывать, а слушать, как будто вы - приёмник сигнала. Образы, сцены, фразы - не ваши мысли, а послания.
Упражнение:
После визуализации запишите всё, что происходило, в настоящем времени, как наблюдение: «Я вижу…», «Он говорит…», «Я чувствую…». Не интерпретируйте сразу - будьте свидетелем.
5. Формулировка вопросов, расстановка акцентов, инициатива
Образы в АВ реагируют на точность обращения. Вопросы должны быть открытыми, не манипулятивными.
Примеры хороших вопросов:
Чего ты хочешь мне показать?
Кто ты?
Что я должен понять?
Почему ты появился именно сейчас?
Упражнение:
Выберите один образ (например, фигуру из сна или визуализации) и напишите ему письмо. Затем - ответ от его имени. Важно соблюдать уважение и диалогичность.
6. Пассивное воображение терапевта: работа с контрпереносом
Аналитик может использовать своё воображение как диагностический инструмент. Внутренние образы, возникающие в ответ на клиента, дают доступ к контрпереносу и бессознательной динамике отношений.
Пример:
Терапевт «видит» в воображении фигуру родителя за спиной клиента - возможная интуитивная реакция на невысказанное содержание.
Упражнение для специалистов:
После сессии нарисуйте или опишите, что осталось в теле или образах. Какая фигура или сцена могла бы передать атмосферу встречи?
7. Амплификация и интерпретация материала
Амплификация - это расширение образа через мифологические, культурные, телесные, эмоциональные и ассоциативные связи. Это не "расшифровка", а углубление.
Пример:
Если в АВ появляется чёрная птица, вы можете исследовать её культурное значение (ворон - у кельтов, у Юнга, в сказках) и посмотреть, где в вашей жизни есть перекличка с этими сюжетами.
Упражнение:
После АВ найдите один центральный символ и составьте с ним "пауковидную карту": в центре - образ, от него стрелки: эмоции, телесные ощущения, культурные ассоциации, личные воспоминания.
II. Образы, сны и субличности в активном воображении
1. Поводом и входом в АВ может быть:
сон, особенно повторяющийся;
застревание в эмоции;
символ в рисунке, теле или фантазии;
актуальный внутренний конфликт.
2. АВ и субличности
Субличности - это как внутренние персонажи: Ребёнок, Критик, Спасатель, Жертва, Агрессор. АВ позволяет им проявиться и начать диалог.
Упражнение:
Выберите внутренний голос, который вас чаще всего критикует или пугает. Войдите в АВ и дайте ему образ. Поговорите с ним: какова его задача, как он появился, чего он боится?
III. Телесное активное воображение
1. Ощущения и сенсорика
Телесные образы часто более точны, чем вербальные. Тело может быть входом: зажим, жар, холод, боль - это ворота в бессознательное.
Упражнение:
Найдите в теле актуальное ощущение. Представьте, что у него есть форма, цвет, текстура. Какой образ рождается из этого? Позвольте ему двигаться, говорить.
2. Символическое движение и двигательное АВ
Иногда телу хочется двигаться вместе с образом - это спонтанная форма выражения бессознательного. Двигательное АВ - это как танец без хореографии, импровизация, управляемая внутренним процессом.
Упражнение:
Поставьте медленную музыку. Позвольте телу само выбрать, как двигаться. Представьте, что вы образ, а не человек. Что происходит с вами? Кто вы?
3. Понимание телесного языка
Каждая деталь образа - важна: температура, цвет, звук, вес, скорость. Тело говорит через ощущения, и это язык, который важно распознавать.
Упражнение:
После АВ задайте себе телесные вопросы:
Что изменилось в теле?
Где появилось напряжение/расслабление?
Что тело хочет сделать сейчас?
IV. Зачем применять активное воображение
Активное воображение - это не только терапевтический инструмент. Это:
способ самопознания и работы с комплексами;
возможность безопасно прожить подавленные эмоции;
путь к спонтанности и творческому выражению;
помощь в принятии решений, когда логика бессильна;
форма саморегуляции и интеграции бессознательного материала.
Активное воображение - это практика внутреннего диалога, в которой психика говорит с нами в образах, символах и движениях. Чтобы работать с этим методом, не нужно «верить» в образы - достаточно их слушать. В каждом из них скрыт потенциал трансформации, и задача человека - не контролировать, а встретиться и вступить в диалог.
Случайная цитата:
Творить - значит убивать смерть
Ромен Роллан