Menu

 

Теория уровней интеллекта Якова Фельдмана — это попытка объяснить, как работает человеческий интеллект, если рассматривать его не как единую способность, а как систему уровней обработки информации. Простыми словами, Фельдман предлагает смотреть на интеллект как на многоуровневую конструкцию, где каждый уровень — это способ видеть и осмыслять реальность.

 

Простое объяснение уровней:
Низший уровень (перцептивный, автоматический)
Это то, как мы сразу воспринимаем мир: узнаём лица, реагируем на громкий звук, различаем цвета и формы. Тут интеллект работает как реакция — быстро, шаблонно, почти без осмысления.

 

Средний уровень (когнитивный, концептуальный)
Здесь мы уже думаем: классифицируем, анализируем, сравниваем. Это уровень, на котором работает большинство школьных заданий или логических задач. Мы используем понятия, категории, «рамки» мышления, выученные схемы.

 

Высший уровень (мета-уровень, смысловой)
Это способность выйти за пределы готовых рамок и схем. Осознавать сам способ мышления, рефлексировать, задавать вопросы: «А почему я думаю именно так?», «Какая у меня картина мира?», «Как устроены сами мои идеи?». Это уровень философии, психоанализа, творчества, духовных поисков.

 

Почему это важно для психологии
1. Помогает понимать уровни работы ума
Психотерапевт может лучше различать, на каком уровне работает клиент:

 

кто-то застрял на автоматических реакциях (тревога, гнев без осмысления),

 

кто-то на концептуальном уровне (говорит умно, но без контакта с собой),

 

кто-то способен к глубокой рефлексии.

 

2. Помогает в развитии мышления и личности
Цель зрелости — уметь подниматься на мета-уровень:

 

осознавать свои паттерны,

 

пересматривать убеждения,

 

быть автором своей картины мира,

 

не зависеть от шаблонов общества или родительских установок.

 

3. Даёт основу для диагностики и терапии
Если человек не выходит за рамки среднего уровня, его мышление может быть жестким, ригидным. Это часто встречается в неврозах. В терапии можно помочь клиенту развить рефлексивность, переходить на более высокий уровень обработки информации.

 

4. Объясняет, почему одарённость ≠ зрелость
Человек может быть интеллектуально развит (IQ, логика), но оставаться на низком уровне смысла: повторять чужие идеи, не задаваться вопросами, кто он и чего хочет.

 

Сравнение с другими теориями
Фельдман стоит в одном ряду с теми, кто говорит о разных типах мышления и осознанности, например:

 

Выготский: уровни интериоризации и развития мышления

 

Когнитивные схемы Бека

 

Уровни логического мышления Роберта Дилтса

 

Спиральная динамика (уровни сознания)

 

Кен Уилбер и интегральная модель

 

Теория Фельдмана полезна как рамка для понимания, как человек воспринимает, думает и осмысляет мир. В психотерапии она помогает:

 

диагностировать уровень функционирования,

 

выбирать соответствующие интервенции,

 

и в долгосрочной перспективе — помогать клиенту подниматься к более зрелому, смысловому, свободному мышлению.

 

 

 

Теория уровней интеллекта Якова Фельдмана

Основная идея состоит в том, что в процессе обучения человек последовательно осваивает все более сложные формы абстрактного мышления. Сложность абстракций растет нелинейно и освоение происходит скачкообразно. Условно можно сказать, что человек осваивает очередной уровень.
Каждый уровень обладает ярко выраженными признаками. Это и интеллектуальные запросы, и подходы к решению жизненных задач, и отражение в культуре, в политике и социальном устройстве.

1-2. Уровни предметов и пространства. Это детские уровни. Человек узнает предметы, знает как и где они расположены в пространстве.  

3. Уровень алгоритма или сценария. Человек может запомнить и воспроизвести последовательность действий ведущих к цели. Но сам создать такую последовательность еще не способен.
Это классическое мышление современного школьника. 

4. Ролевой уровень. Уровень правил, классификаций. На этом уровне человек способен на основании известных правил построить алгоритм. Он может правильно классифицировать объекты и ситуацию, понять какие правила следует использовать, а какие нет.
Обычно школьник, демонстрирующий по окончании обучения такие способности считается хорошим учеником, или даже отличником. Но многие осваивают этот уровень только в процессе получения специальности.

Хорошо освоивший ролевой уровень - классический работяга специалист.
Яркий признак ролевого уровня - объяснение всего через роли и правила.
Большинство населения не превосходит этот уровень.

5. Творческий уровень.  На этом уровне человек точно понимает ограничения, которые накладывают правила. У него есть представление о пространстве гипотетических вариантов. Человек создает новые правила и роли. Требует, как Высоцкий, права идти своей колеей.
Это уровень творческих личностей, предпринимателей.

6. Системный уровень. Способность понимания и классификации взаимосвязей. Способность создания работоспособных систем. 
Это формальное и научное мышление. Без него невозможна научная, инженерная, финансовая, логистическая деятельности.
Это уровень крепкого главного специалиста из этих областей. Исключительно редко его удается освоить талантливым студентам технических вузов к концу обучения. Обычно требуется еще и опыт работы с реальными системами. 

7. Уровень внешних тенденций. Любая система - часть более глобальных систем. И в этих системах действуют свои законы и тенденции. Понимание, что ответ на вопрос не внутри, а снаружи и требует целенаправленного исследования внешнего мира в самых неожиданных направлениях. Это уровень исследователей.

Случайная цитата:

Нам противно быть "обыкновенными", но мы точно также не имеем ни малейшего желания быть "ненормальными".

Джойс МакДугалл

Искать на сайте: