Menu

Тема секса и сексуальности — сложная, потому что объединяет биологию, психику, культуру, этику и личный опыт. Поэтому критерии нормы и патологии в сексуальности всегда контекстуальны: они зависят от возраста, согласия, вреда, субъективного страдания и гибкости психики.

1. Что такое сексуальность?
Сексуальность — это не только половой акт. Это:

способность ощущать возбуждение, телесность, желание;

стремление к близости, удовольствию, контакту;

часть идентичности: кто я, как я выражаю себя, кого и что я желаю;

энергия (либидо), которая может направляться не только в секс, но и в творчество, игру, заботу, исследования.

2. Критерии сексуальной нормы
Современная психология (включая DSM, ICD и психодинамический подход) считает нормальной ту сексуальность, которая:

Добровольна
— все участники выражают ясное согласие.
→ Принцип "нет значит нет", "да — значит да".

Зрелая и автономная
— человек сам выбирает, не под давлением, не во вред себе.

Не причиняет вреда себе и другим
— физического, психического, юридического.

Гибкая
— способна изменяться, адаптироваться; не ригидна, не одержима.

Интегрирована в личность
— не вытеснена, не вызывает мучительного стыда или диссоциации.

Соответствует этапу развития
— ребенок не может давать согласие; сексуальность у взрослых и подростков — разные по зрелости.

Индивидуальная норма = «мне комфортно, партнёру комфортно, нет вреда, нет страдания»

3. Когда сексуальность считается патологической?
Сексуальное поведение может быть признаком патологии, если оно:

Нарушает базовые границы
— насилие, принуждение, педофилия, зоофилия (в DSM — парафилии с действием).

Вызывает страдание и утрату контроля
— человек страдает от желания, которое не может интегрировать, или оно разрушает жизнь (например, компульсивная мастурбация, секс-зависимость, парафилии без действия).

Одержимо и ригидно
— нет гибкости, невозможно «отпустить» импульс, он управляет личностью.

Отрывает от отношений и Я
— полное смещение либидо в фантазии, воображаемые сценарии, а не живой контакт.

Присутствует в психотическом или диссоциативном контексте
— сексуальные образы как часть бреда, галлюцинаций, насильственного переживания.

4. Пограничные случаи: девиации ≠ патология
Множество сексуальных фантазий, ролевых игр, фетишей — не патологичны, если:

они добровольны,

не вредят,

не являются единственно возможной формой возбуждения,

не нарушают жизнь человека.

Пример: БДСМ в безопасном, добровольном и договаривающемся контексте ≠ патология.

5. Психодинамический взгляд
Сексуальность — арена, на которой разворачиваются внутренние конфликты, комплексы, защита, травмы, идентичность.
Проблемы могут указывать на:

страх быть увиденным (стыд);

конфликт между желанием и суперэго;

травматический опыт (насилие, инцест, отвержение);

неинтегрированные аспекты «тени»;

материнские и отцовские комплексы;

переносы на партнёров, связанные с ранними фигурами.

6. Ключ: не навязывать норму, а исследовать, что стоит за трудностью
Вопрос не «это нормально?»
А — «страдаю ли я от этого? могу ли я выбирать? есть ли у меня контакт с телом, чувствами и другим человеком?»


Сексуальная норма — это не шаблон. Это диапазон, в котором есть свобода, согласие, контакт, и нет насилия, страха или страдания.
Нарушения сексуальности — это сигналы, за которыми стоят глубокие внутренние конфликты, и с ними можно работать — бережно и без стыда.

 

Типы сексуальных культур

Если рассматривать сексальность как социальный феномен, можно выделить несколько её культурных типов, отличающихся характером допустимых проявлений половых чувств:

- Аполлоновский тип, характерный для античного общества, а в современный период — для коренных жителей некоторых островов Тихого океана. В этом культурном типе сексуальность рассматривается наравне с другими потребностями человека (в еде, сне и т. д.), отсутствует развитая система связанных с половыми отношениями табу и ограничений. Отдельные составные части этой культуры прослеживаются также в современных движениях натуризма, а также некоторых религиозных сектах (адамиты).

- Либеральный тип, характеризующийся терпимостью в отношении широкого разнообразия проявлений сексуальности, отсутствием принуждения к определённым нормативным формам сексуального поведения. В то же время, этот тип культуры не рассматривает сексуальность строго как естественную, биологическую составляющую жизни человека, сексуальность в нём является одной из важных составляющих социальных взаимоотношений.

 

- «Культуры бедности», формирующиеся в пролетарской и крестьянской среде, как в развитых, так и в развивающихся странах с заметным влиянием патриархальных традиций. Для этой культуры характерен малый уровень осведомлённости отдельных субъектов о вопросах сексуальности, отсутствие организованной системы сексуального воспитания, в том числе в семье, представления о главенствующей роли мужчины и подчинённой роли женщины, допустимости насилия в половой и семейной жизни.

 

- Культуры любовников, характеризующиеся распространённостью «двойных» моральных стандартов, осуждающих открытые проявления сексуальности, но допускающих «за закрытыми дверями» отдельные проявления сексуальной свободы, в том числе супружескую измену (для обоих партнёров или только для мужа).

- Оргиастические культуры, абсолютизирующие цель достижения удовольствия как результата сексуальных отношений, и допускающие для этого все формы сексуальной активности, в том числе гомосексуализм, сексуальные девиации, групповые формы сексуальной активности и т. д. Элементы оргиастической культуры были характерны для Древнего Рима, коммунистических сект первых веков христианства, придворной, аристократической и богемной среды Нового времени, движения либертинов, коммун хиппи, а сейчас они встречаются в некоторых городских субкультурах.

- Мистические культуры, в которых сексуальное поведение является формой реализации религиозных и философских предписаний (даосизм, тантризм).

- Репрессивные культуры, стремящиеся к практически полному подавлению сексуальности, что выражается в крайне строгих запретах на внебрачные и добрачные связи, отсутствии системы сексуального воспитания, ограничении роли сексуальных отношений в браке продолжением рода. Указывается, что такие культуры подавляют развитие связанных с сексуальностью личностных черт, в том числе романтической любви.

- Пуританская культура, являющаяся крайним выражением религиозной установки христианства на отказ от земных удовольствий, в том числе сексуальных. Для пуританской культуры характерны цензурные запреты, касающиеся всех хотя бы косвенно связанных с сексуальностью тем литературы и искусства, и даже медицины, распространение ложных представлений о вреде сексуальных отношений (например, о том, что мастурбация вызывает импотенцию, слепоту, оволосение ладоней), жестокие (вплоть до членовредительства) методы пресечения сексуальных переживаний у подростков, установление уголовной ответственности за отдельные разновидности сексуальных практик. Пуританская культура появилась в XVII веке в Англии; расцвет её связывается с правлением королевы Виктории в XIX веке («викторианство»), позже она распространилась в Европе и США. Позиции пуританской культуры в западной цивилизации были очень ослаблены сексуальными революциями в XX веке, однако в отдельных странах её влияние продолжает оставаться достаточно высоким.

 

Думаю, современное общество представляет собой странную смесь из остатков этих культур. И мы можем в себе обнаруживать осколки и установки этих норм. К какому типу сексуальной культуры вы бы себя отнесли? а что еще вы в себе находите?

 

Збигнев Лев-Старович выделяет пять основных моделей взаимодействия сексуальности и романтической любви, существующих в мировых культурах:

Платоническая модель. В этой модели любовь десексуализируется, считается, что идеальная любовь характеризуется лишь чувственными, но не телесными проявлениями. Такая модель существует в христианстве и некоторых направлениях буддизма.

Чувственная модель. Любовь и сексуальное желание в такой модели отождествляются, секс является основным проявлением любви (даосизм, тантризм, некоторые современные культуры западной цивилизации).

Интегральная или психофизическая модель. Любовь и секс рассматриваются в неразрывном единстве: одно не может существовать без другого. Это понимание может быть свойственно как примитивным, так и высокоразвитым культурам, в том числе некоторым современным ветвям христианства и ислама.

Модель противопоставления любви и секса. Секс и любовь рассматриваются как самостоятельные формы отношений партнёров: может существовать как любовь без секса, так и секс без любви. Такое понимание характерно для оргиастических культур и для урбанистических субкультур западной цивилизации.

Модель секса без любви. Единственным объединяющим партнёров фактором в такой модели становится секс, романтические проявления считаются нежелательными и подавляются.

 

Какие мы знаем мотивы для секса?

- зачатие, инстинкт продолжения рода

- удовольствие, наслаждение

- релаксация, расслабление

- снятие напряжения, стресса, сброс гормонов

- интерес, познание

- коммуникация, общение, отношения

- самоутверждение

- растворение, слияние с другим

- секс как оплата за другие блага

- польза для здоровья

- развлечение

- триумф жизни, бегство от смерти

- космически-витальная вертикаль, связь тела и космоса

еще

- подтверждение своей состоятельности, способности, привлекательности

- удволетворение сенсорных потребностей

- получение подтверждения любви

- доставить удовольствие партнеру

 

Женское возбуждение можно условно разделить на несколько частей:
- отраженное ею возбуждение ее партнера,
- ее собственное возбуждение от действий и ощущений,
- возбуждение от партнера как объекта,
- возбуждение от фантазий, ситуации, отношений, интриги
Женщина в силу культурных особенностей и воспитания легче может воспринять себя как объект чьих-то желаний, но при этом также остается субъектом своих желаний. Мужчина редко смотрит на себя как на сексуальный объект, он объект скорее в социальном мире.
Женщине более свойственно сдаваться и отдаваться, однако одинаково важно, чтоб ее партнер умел и брать ее, и сам отдаваться, быть предельно искренним и аутентичным.
В этом смысле мужчины и женщины не так уж сильно различаются. Они оба настроены и на свои ощущения, и на партнера, и оба заинтересованы в том, чтобы увеличивать наслаждение, нажимать на эту педаль снова и снова.
мы отражаем отражения отражений =) но так устроена наша психика.
таким образом изначально не такое уж сильное и яркое. вполне физиологическое удовольствие превращается в райское блаженство.

 

Сексуальные страхи и страх сексуальности

Сексуальные страхи рапространены и общеизвестны:

Общие - страх отказа, отвержения, унижения, обесценивания. Страх быть неадекватным, извращенным, нежеланным. Страх беременности, страх заражения.

Мужские - мой член недостаточно велик, я слишком быстро кончаю, как довести ее до оргазма. Часто есть страх ранить партнершу. Страх неудачи.

Женские - я не смогу его удовлетворить, я не смогу кончить, я буду выглядеть непривлекательно, он делает не то, а я не могу сказать. Присутствует глубинный страх проникновения, разрушения. Страх потерять контроль связан у женщин с проникновением.

И мужчины, и женщины часто стыдятся своих желаний, фантазий, стесняются мастурбации.

Работать с такими страхами надо очень бережно, учиться говорить об этом, осознавать свои потребности и говорить о них. Учиться объяснять, как именно и что нужно. Убеждение, что все должно произойти само и партнер магическим образом должен прочитать наши мысли и желания, даже знать их лучше нас - эти убеждения и приводят в тупик отсутствия взаимопонимания и удовлетворения.

Нас не учили говорит о сексуальности, обращаться с ней. В семьях часто сексуальные отношения родителей скрыты от детей (и это хорошо), но часто скрыты и сами их отношения, проявления нежности. И детям не объясняют, как говорить об этом - внушается, что говорить об этом нельзя. И с детства мастурбация - это нечто очень постыдное. Так откуда взяться способности говорить? Из любви, уважения и бережности - к себе и партнеру.

 

Можно говорить о сексуальных комплексах - сложных психо-поведенческих образованиях. Самые известные мужские - Дон Жуан, Эдип, Отелло, Квазимодо, женские - амазонки, Алисы, золушки, Электры, я бы еще добавила - красной шапочки, девственницы и так далее...

 

Страх сексуальности лежит глубже, чем конкретные страхи. Часто за страхом лежат некие ранние травмы, какая-то история, и этот страх скорее имеет отношения к структуре личности, он глубоко вписан в нее. Страх своей сексуальности и сексуальности в другом может быть связан:

- с виной в эдипальном периоде

- со страхом утраты контроля, страхом Эго перед Ид

- со страхом потерять лицо, сделать что-то несовместимое с образом себя

- со страхом хаоса, страхом природы...

 

В общем, как ни называй, а пугать может многое, приходящее из бессознательного. Насколько мы готовы встретиться с чем-то новым внутри себя? насколько открыты к интеграции? И способны адекватно оценить, найти форму для выражения и место в своей жизни и психике для нового содержания из бессознательного? насколько наше Эго способно выдержать очарование архетипов и не быть захваченным?

 

В работе с такими страхами параллельно должно идти укрепление позиций и границ Эго, его принципов и ценностей, и совершенствование навыков понимания себя и интеграции подавленных содержаний психики. И тоже - постепенно и бережно.

 

Расщепление либидо - это понятие впервые ввели Фрейд и Блейер для обозначения своеобразного явления при фетишизме и психозах: внутри Я сосуществуют две психические установки по отношению к внешней реальности, противоречащей влечениям: первая учитывает реальность, вторая — игнорирует ее, выдвигая на первый план желания. Эти установки сосуществуют, не оказывая друг на друга никакого воздействия. И это касается не только фетишизма и психозов - мы все знакомы с внутренним расщеплением. оно в норме практически наземетно, но иногда бывает архетипически ярко проявлено.

Довольно известен и распространен комплекс Мадонны/блудницы (у мужчин, а женский вариант - комплекс рыцаря и развратника) Этот комплекс вырастает из материнского комплекса - часть либидо как бы прилепляется и фиксируется на ней.

"Любовная жизнь таких людей остается расщепленной в двух направлениях, нашедших свое выражение в искусстве как небесная и земная (животная) любовь. Когда они любят, они не желают обладания, а когда желают, не могут любить. Они ищут объекты, которые им не нужно любить, чтобы отдалять чувственность от любимых объектов, и странная несостоятельность в форме психической импотенции наступает, согласно законам "чувствительности комплекса" и "возвращения вытесненного", тогда, когда иной раз какая-нибудь незначительная черта лица объекта, избранного во избежание инцеста, напоминает объект, которого следует избегать.

Главным средством против такого нарушения, которым пользуются люди с расщепленным любовным чувством, является психическое унижение полового объекта, в то время как переоценка, присущая при нормальных условиях половому объекту, сохраняется для инцестуозного объекта и его заместителей. Чувственность может свободно проявляться только при выполнении условия унижения, притом возможны значительные проявления половой активности и сильное чувство наслаждения. Этому благоприятствует еще другое. Лица, у которых нежное и чувственное течение недостаточно слились, не обладают по большей части достаточно тонким любовным чувством; у них сохранились половые ненормальности, неудовлетворение которых ими ощущается как определенное понижение удовольствия, а удовлетворение возможно только с приниженными, мало оцениваемыми половыми объектами.
" Зигмунд Фрейд "Об унижении любовной жизни"

 

 

Случайная цитата:

Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки обеспечивают нам доверие пациентов. Как будто это особое достижение – совершать ошибки, а потом в них признаваться.

Шандор Ференци

Искать на сайте: