Лабиринт чувств на основе 7 систем Яна Панксеппа
Тренинг «Лабиринт чувств»
Это тренинг навыков работы со своими базовыми эмоциями, или аффектами, через тело. Теоретическая часть тренинга построена на основе семи систем Яна Панксеппа:
Поисковая система, познание, выживание, любопытство, интерес, ожидание
Ярость, гнев
Страх, ужас, тревога
Желание, похоть, страсть
Забота, привязанность
Горе, печаль, паника
Игра, обучение
Мы будем учиться:
-чувствовать свое тело и свою энергию
-понимать свои потребности и желания
-заботиться о себе достаточно хорошо
-быть устойчивыми и свободными
-доверять миру, когда это стоит делать, то есть проверять, насколько безопасна ситуация
-проживать свои чувства тотально, выражать или трансформировать их
-контактировать с другими, договариваться, играть и общаться
Ведущий: Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог с 13-летним опытом консультирования и ведения тренингов, кандидат МААП, член ППЛ, соучередитель и психотерапевт Клиники доктора Юнга.
Эмоции - это сложные психофизиологические процессы, которые помогают нам ориентироваться в мире, адаптироваться и общаться. Учёный Ян Панксепп выделил семь базовых эмоциональных систем, заложенных в мозге на глубинном уровне. Понимание и работа с ними через тело способствует развитию устойчивости, осознанности и гармоничных отношений с собой и другими.
1. Поисковая система: любопытство, интерес, ожидание
Функция: мотивация к исследованию окружающего мира, активное познание и ожидание вознаграждения.
Пример: ощущение легкого возбуждения и внутреннего «зовущего» импульса при подготовке к новой задаче или встрече.
Упражнение:
Посидите в спокойной позе, сосредоточьтесь на теле.
Вспомните последний раз, когда вам было интересно что-то узнать или попробовать.
Почувствуйте, где в теле возникает ощущение любопытства или ожидания (обычно - лёгкое напряжение в груди, животе).
Представьте, что это чувство расширяется и наполняет всё тело.
Запишите, к каким действиям оно вас призывает.
2. Ярость, гнев
Функция: защита и устранение препятствий.
Пример: чувство раздражения при несправедливости или нарушении личных границ.
Упражнение:
Вспомните ситуацию, когда вы испытывали гнев, но не выражали его.
Почувствуйте в теле напряжение, связанное с этим чувством (часто - мышцы челюсти, кисти, грудь).
Позвольте себе мысленно выразить этот гнев - не действиями, а внутренним «звуком» или движением (например, сжать и разжать кулаки).
После этого сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы «снять» напряжение.
3. Страх, ужас, тревога
Функция: сигнализация опасности, мобилизация ресурсов для защиты.
Пример: учащённое сердцебиение перед публичным выступлением или в незнакомом месте.
Упражнение:
Найдите в теле место, где проявляется тревога (например, живот или грудь).
Легко положите руку на это место, признавая чувство.
Представьте, что вы дышите туда теплом и мягкостью, давая себе разрешение на чувство.
Осознайте, что страх - это сигнал, а не приговор, и попытайтесь понять, что именно тревожит вас сейчас.
4. Желание, похоть, страсть
Функция: стремление к продолжению рода, удовольствию, творчеству.
Пример: возбуждение, повышенный тонус тела, желание сближения с другим человеком.
Упражнение:
В спокойном состоянии обратите внимание на своё тело, ощущая зону таза, живот, грудь.
Позвольте себе вспомнить момент радостного возбуждения - не только сексуального, но и творческого.
Почувствуйте энергию желания как движение, тепло или вибрацию.
Запишите, какие желания и потребности это ощущение отражает.
5. Забота, привязанность
Функция: установление социальных связей, поддержка близких.
Пример: ощущение теплоты и мягкости в сердце при общении с близкими.
Упражнение:
Вспомните момент, когда вы проявляли заботу или чувствовали себя любимым.
Почувствуйте тепло в области груди.
Представьте, что это тепло расширяется и охватывает всё тело.
Попробуйте мысленно послать это тепло кому-то, кому хотите выразить заботу.
6. Горе, печаль, паника
Функция: выражение потери, адаптация к изменению.
Пример: ощущение тяжести, опускания, сжатия в груди при расставании или утрате.
Упражнение:
Позвольте себе ощутить грусть в теле без осуждения.
Опишите, где и как она ощущается (например, тяжесть в груди, слёзы).
Попробуйте выразить это состояние движением - например, плавным опусканием рук или наклоном корпуса.
Сделайте несколько глубоких вдохов, позволяя эмоции проходить через тело.
7. Игра, обучение
Функция: развитие, социализация, радость и креативность.
Пример: лёгкое, свободное чувство в теле при весёлой игре или творчестве.
Упражнение:
Найдите время для простой, спонтанной игры (танец, рисование, игра с мячом).
Обратите внимание, какие ощущения возникают в теле - лёгкость, расслабление, улыбка.
Постарайтесь сохранить это состояние и в повседневной жизни, включая отдых и творческую деятельность.
Итоговые навыки тренинга:
Чувствовать своё тело и энергию: регулярно практиковать осознанное внимание к телесным ощущениям.
Понимать свои потребности и желания: распознавать сигналы тела как индикаторы потребностей.
Заботиться о себе достаточно хорошо: удовлетворять базовые потребности через тело (движение, отдых, прикосновения).
Быть устойчивыми и свободными: развивать баланс напряжения и расслабления.
Доверять миру, проверяя безопасность: наблюдать за реакциями тела на ситуации и анализировать их.
Проживать чувства тотально: выражать эмоции телесно или трансформировать через движение и творчество.
Контактировать с другими: учиться невербальной коммуникации, устанавливать доверие через телесный контакт, игру и совместные действия.
Работа с базовыми эмоциональными системами через тело - это путь к глубинной осознанности, гармонии и жизненной энергии. Простые упражнения помогают выйти из автоматизма, распознать скрытые потребности и установить более здоровый контакт с собой и окружающими.
Регулярная практика способствует устойчивости, творческому развитию и улучшению качества жизни.
Случайная цитата:
Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает.
Н.А. Бердяев