Menu

Принципиальные отличия позиции психолога в работе с истериком и обсессивным невротиком в ролевой психотерапии.

 

Целью данной статьи является исследование наиболее эффективных позиций ведущего в ролевой психотерапии с клиентами двух фундаментальных категорий: невротик с истерической структурой психики и невротик обсессивный.

По мнению Жака Лакана можно разделить всех невротиков на эти две категории. Истерия и обсессивный невроз - это прежде всего два способа справится с сепарацией, два принципиально разных способа взаимодействия субъекта с первичным объектом и с Другим.

 

Бессознательное желание истерика никогда не может быть удовлетворено, оно постоянно скользит по объектам. Когда истерик что-то достигает, оно его не удовлетворяет и появляется что-то другое, чего он хочет.

 

Бессознательное желание обсессивного невозможно, потому что он хочет его уничтожить с одной стороны, с другой стороны он хочет того, чего быть не может.

 

Истерик к сексуальности испытывает отвращение, обсессивный винит себя за свою сексуальность, что она вообще у него есть. Это базовые аффекты, которыми нагружена тема сексуальности.

 

У истериков первично аффектированная зона оральная, то есть это та зона, на которую делается акцент при формировании судьбы влечения. Главная цель влечения - оральная (грудь). Объекты влечения это всё то, что может быть эквивалентом этой цели. И вообще взаимодействие с самыми разными объектами имеет оральную символику (поглотить, съесть, высосать).

 

Во втором типе невроза первично аффектированная зона анальная. Здесь хочется отметить основное действие при взаимодействии с объектом – удержание.

 

В случае обсессивного невроза стратегия преодоления сепарации (например, с грудью) – отделение объекта от Другого и непризнание, что объект принадлежит Другому, уничтожение Другого. Он отказывается признавать Другого и его желание и пытается дополнить себя объектом. Поэтому, например, мужчина с выраженным обсессивным неврозом может воспринимать женщину как вещь.

 

Если обсессивный выстраивает себя по отношению к объекту, то истерик выстраивает себя как объект, которого не хватает Другому. Сепарация заставляет истеричку оценить собственную утрату как то, что было утрачено матерью, как отпадение объекта, которым она была для своей матери. Можно сказать, что истерик больше сфокусирован на Другом, обсессивный больше на себе. В итоге, будучи всё-таки невротиком, истерик выстраивает себя как объект, заставляющий Другого желать. Для него невыносимо быть объектом наслаждения Другого, поэтому он оставляет желание Другого неудовлетворённым.

 

Фундаментальный фантазм: обсессивный пытается вернуть себе утраченный объект, истерик пытается стать объектом, который бы заткнул нехватку Другого. Отсюда мы можем видеть, что объект или «партнёр» истерика не является ни воображаемым другим, то есть таким же человеком, как и он сам, ни реальным объектом, который служит ему причиной желания (например, голос или взгляд). Скорее, это символический Другой или

хозяин: кто-то, наделённый знанием и/или властью, неважно - женщина или мужчина.

 

Так как истерическая стратегия заключается в том, чтобы узнать желание Другого и вести себя по отношению к этому желанию, чтобы разворачивалась её бессознательная фантазия, психолог должен оставлять своё желание загадочным. Чем он будет более нейтральным и прозрачным, тем лучше для процесса.

Стратегия обсессивного – уничтожение Другого, поэтому психолог прежде всего должен выступать в роли субъекта желающего. Хорошо если он о своём желании в процессе работы будет как-то напоминать.

 

У истерика и обсессивного разное отношение со знанием.

Истерик прежде всего хочет узнать, что хочет от него Другой. Безоценочные интерпретации (не проявляющие желание Другого) благотворно влияют на преображение невротической структуры и осознание того, что с ним происходит.

Обсессивный своими знаниями убивает жизнь. Но в работе с обсессивным часто бывает важным в общих чертах объяснить, что происходит, но не залипать в постоянных интерпретациях.

 

Если истерик чрезмерно поглощён жизнью, то обсессивный чрезмерно от неё отстранён, его основная позиция – наблюдатель. Соответственно, будет эффективно истерику давать обобщающие интерпретации, обсессивного же наоборот подталкивать к активной роли в самом процессе действа.

 

Отдельно хочется отметить отношения истерика и обсессивного с собственной речью:

 

Истерик не говорит самого важного. В его случае аффект связан с конкретным воспоминанием или конструктом, которое желательно помочь ему вспомнить (вообразить) и проговорить (например, с помощью активного воображения). В процессе разговора уводить его от абстракций к каким-то важным конкретным вещам.

 

Обсессивный же отщепляет аффект от образа. Мало того, основная его стратегия – убийство другого – как раз и происходит с помощью речи. Он может сколь угодно долго анализировать, выстраивать логические связи, рассуждать. В процессе работы эффективнее пресекать данные попытки «понять». Конечно, вся эта пустая, не наполненная либидо речь несёт в себе наслаждение для обсессивного, поэтому он может это делать бесконечно.

 

 

Под действием требования истерик теряет себя, поэтому нужно отталкиватся от его желания при работе.

Обсессивный убеждён, что он есть, что он существует только когда он сознательно мыслит. Соответственно ему нужно показать, что определять своё существование можно не только через Cogito, ergo sum.

Обсессивные по-настоящему вкусили и «знают», что такое власть эго и все выгоды от этой власти. Траектория, идущая через новое понимание, в данном случае не эффективна. Тут задача замкнуть мышление и показать клиенту другое пространство, например, ощущений, где он будет искать новые опоры для самоопределения. В обсессии сильно проявлено разделение объекта на хорошего и плохого, например, на мать и шлюху, это можно отследить в проективной идентификации.

В обсессии важно дать понять клиенту, что у другого есть своё желание, и оно имеет право на существование, … что другой вообще есть и с ним можно вступать в человеческий контакт и не разрушаться (и не разрушать).

 

В конце хочется отметить, что каждый человек намного сложнее, чем тут описано. Это лишь один из ориентиров в клинике неврозов.

Взято вконтакте, автор неизвестен.

Случайная цитата:

Люди имеют право на болезнь... Болезнь – это способ выразить что-то. Когда человек не может выразить это словами, чувствами, тогда берет слово болезнь.

Франсуаза Дольто

Искать на сайте: