Буддийская типология
Разные типы смыслов жизни и путей. Смыслы востока и запада. Работа с символическим движением и его пониманием. Эго и самость, связь между ними через символизацию.
В тантристской традиции энергии распределяются по категориям в соответствии с пятью основными качествами, или «семействами будд» — ваджра, ратна, падма, карма и будда. Каждое семейство будд имеет особую связанную с ним эмоцию, которая трансмутируется в особую «мудрость», или аспект пробужденного состояния ума.
Фундаментальное качество энергии будды - обширность. Непросветленное проявление обширности - это неведение, которое в данном случае связано с избеганием ярких или неприятных переживаний. После преобразования энергия будды становится мудростью всеобъемлющего пространства. Будда ассоциируется с белым цветом, его символом является колесо, изображающее всеобъемлющую, открытую природу.
Ваджра, расположенная на востоке мендалы (на традиционной мандале восток находится внизу, юг - слева, запад - сверху, а север - справа), ассоциируется с синим цветом. Символом ваджры является скипетр, или дордже, пронзающий ум-эго своими пятью остриями.Подобно молнии, скиперт-ваджра заряжен электричеством и обладает огромной энергией. Энергия ваджры точна и целенаправленна. Это способность видеть ситуации со всех возможных точек зрения и ясно воспринимать как тончайшие нюансы опыта, так и более крупные структуры, внутри которых существуют явления. Невротическое проявление энергии ваджры - это агрессия и интеллектуальная фиксация. Когда интеллектуальная точность ваджры принимает свою просветлённую форму, она становится зерцалоподобной мудростью. Ваджра ассоциируется с первоэлементом воды. Его невротическим проявлением является гнев, подобный замутненной, неспокойной воде, а её аспект мудрости похож на ясное отражение на глади пруда.
Семейство ратны, расположенное на юге, ассоциируется с жёлтым цветом. Символом этого семейства является драгоценность, изображающая изобилие. Энергия ратны подобна осени, когда созревает урожай, а земледельцы празднуют его жатву. Ратна ассоциируется с первоэлементом земли, обозначающим стабильность и плодородие. Невротическая форма ратны - зависть или голод, то есть желание иметь всё, поглотить всё. Её просветленное проявление - равностная мудрость, поскольку ратна предоставляет пространство для любых переживаний и проявляет присущее им богатство. Освобождаясь от голода, ратна становится проявлением мощной способности к расширению.
На западе расположено семейство падмы, ассоциируемое с красным цветом. Символом падмы является лотос - прекрасный нежный цветок, цветущий в грязи. Падма - это фундаментальная энергия страсти или соблазнения. Её невротическим аспектом является привязанность или цепляние, то есть непросветленные проявления страсти. Освобождаясь от привязанности к объекту желания, страсть становится различающей мудростью, способностью ценить все аспекты и нюансы переживания. Падма ассоциируется с первоэлементом огня. В своей непросветленной форме страсть, подобно огню, не различает того, на что она набрасывается, сжигаемых и уничтожаемых ею объектов. В просветленной форме жар страсти становится теплотой сострадания.
Расположенная на севере мандалы карма ассоциируется с зеленым цветом. Её символ - меч, обозначает отсечение неуверенности и замешательства и точное, полное достижение цели. В своем просветленном проявлении карма - это вседостигающая мудрость. Невротическим проявлением кармы является обида и чрезмерная торопливость. Невроз кармы хотел бы сделать мир единообразным, он отвергает любую небрежность и неэффективность. Освобождаясь от невроза, карма становится точной и энергичной, избавляется от обидчивости и мелочности. Карма связана с первоэлементом воздуха, представляющего мощное и энергичное качество действия.
Если мы чувствуем энергии семейств будд в людях и ситуациях, то видим, что заблуждение поддается воздействию и может быть преобразовано в выражение священного воззрения.
Чогьям Трунгпа Ринпоче "Сердце будды"
ОМ Будда (Вайрочана) - тупость, которая транформируется в уничтожение эго.
А Карма (Амохасидхи) - зависть, которая транформируется в мудрость.
ХУМ Ваджра (Акшобья) - злость, которая транформируется в ясность.
ХРИ Падма (Амитабха) - страсть, которая транформируется в сострадание.
ТРА Ратна (Ратнасамбхава) - гордость, которая транформируется в равностность.
Случайная цитата:
Если удается освободить спрятанное истинное Я пациента, частью психотерапии может стать срыв, и тогда психотерапевту придется играть роль матери ребенка, проснувшегося в пациенте.
Дональд Винникотт