Теория уровней абстрактного интеллекта
Теория уровней интеллекта Якова Фельдмана
Основная идея состоит в том, что в процессе обучения человек последовательно осваивает все более сложные формы абстрактного мышления. Сложность абстракций растет нелинейно и освоение происходит скачкообразно. Условно можно сказать, что человек осваивает очередной уровень.
Каждый уровень обладает ярко выраженными признаками. Это и интеллектуальные запросы, и подходы к решению жизненных задач, и отражение в культуре, в политике и социальном устройстве.
1-2. Уровни предметов и пространства. Это детские уровни. Человек узнает предметы, знает как и где они расположены в пространстве.
3. Уровень алгоритма или сценария. Человек может запомнить и воспроизвести последовательность действий ведущих к цели. Но сам создать такую последовательность еще не способен.
Это классическое мышление современного школьника.
4. Ролевой уровень. Уровень правил, классификаций. На этом уровне человек способен на основании известных правил построить алгоритм. Он может правильно классифицировать объекты и ситуацию, понять какие правила следует использовать, а какие нет.
Обычно школьник, демонстрирующий по окончании обучения такие способности считается хорошим учеником, или даже отличником. Но многие осваивают этот уровень только в процессе получения специальности.
Хорошо освоивший ролевой уровень - классический работяга специалист.
Яркий признак ролевого уровня - объяснение всего через роли и правила.
Большинство населения не превосходит этот уровень.
5. Творческий уровень. На этом уровне человек точно понимает ограничения, которые накладывают правила. У него есть представление о пространстве гипотетических вариантов. Человек создает новые правила и роли. Требует, как Высоцкий, права идти своей колеей.
Это уровень творческих личностей, предпринимателей.
6. Системный уровень. Способность понимания и классификации взаимосвязей. Способность создания работоспособных систем.
Это формальное и научное мышление. Без него невозможна научная, инженерная, финансовая, логистическая деятельности.
Это уровень крепкого главного специалиста из этих областей. Исключительно редко его удается освоить талантливым студентам технических вузов к концу обучения. Обычно требуется еще и опыт работы с реальными системами.
7. Уровень внешних тенденций. Любая система - часть более глобальных систем. И в этих системах действуют свои законы и тенденции. Понимание, что ответ на вопрос не внутри, а снаружи и требует целенаправленного исследования внешнего мира в самых неожиданных направлениях. Это уровень исследователей.
Случайная цитата:
Мужчины, страдающие торможением в своих художественных, интеллектуальных, профессиональных или деловых задачах, склонны бессознательно переживать его как форму кастрации; у женщин тот же самый паралич чаще бессознательно уравнивается с бесплодием.
Джойс МакДугалл