Консультации в Москве

Уютные кабинеты в шаговой доступности от метро

Выбрать психолога

Вы не в Москве?

Консультации психолога по скайпу

Записаться

Проект Практика

Возможности для начинающих аналитических психологов

Подробнее

Дети-цветы: как не превратить малыша в нарцисса

Дети-цветы: как не превратить малыша в нарцисса

Многие слышали, что есть такое психологическое понятие - нарциссическое расстройство личности. Это понятие относится к людям с больной самооценкой - заниженной, завышенной или скачущей. Этим людям живется непросто, они всегда уязвлены и ранимы, вынуждены всю жизнь доказывать свою "хорошесть" - и с такими людьми трудно строить отношения. Мало кто знает, что такое расстройство в легкой  или форме есть у подавляющего числа людей. По разным данным 7 или 8 из 10 подвережны колебаниям самооценки, и имеют так называемую нарциссическую травму. Травма эта берется из детства, и в традиционной модели воспитания в современном мире почти неизбежна. Как же растить своих детей, чтоб не вырастить из них самовлюбленных и несчастных нарциссов?

Для начала разберемся, как нарциссизм формируется. Нарциссическая травма порождается конфликтом между родительскими ожиданиями от ребенка и его природной сущностью. Все начинается порой задолго до его рождения, когда мама уже возлагает надежды на этого ребенка: он будет лучшим, не таким как она, таким как она, или папа, или кто-то великий, блондином, или брюнетом. А как быть, если ожидания не оправдаются? Ведь никакие мысли не могут магически повлиять на эмбрион и заставить его стать другим.
Дальше важный момент, насколько мама понимает и чувствует ребенка,и не теряет связь с собой. Как она отражает его эмоции - улыбку, плач, интерес - и помогает с ними справляться. Ребенок видит себя в матери как в зеркале, он существует в этом взаимодействии. В этот период, и дальше тоже, очень важно, чтобы мама не разрушалась, не впадала в депрессию, была в контакте с ребенком, но также была в контакте с собой, и была не идельной мамой, но "достаточно хорошей" Понятие "достаточно хорошей матери" ввел французский психоаналитик Винникот. Это важное открытие: мама не должна быть идеальной. И, соответственно, не должна требовать идеальности от ребенка.
Ребенок растет, он больше может, и появляются правила, ожидания, ограничения. Хорошо, если это естественные ограничения, связанные с порядком и безопасностью. Важно, чтоб требования, предъявляемые к ребенку, были не чрезмерными, посильными для этого возраста. Например, приучение к горшку оптимально начинать к двум годам, когда в мозге созревает часть, ответственная за произвольный контроль сфинктеров.
В три года ребенк переживает кризис - формируется его Я, он начинает отстаивать свое "Я сам". В этот период его хрупкая идентичность нуждается в поддержке и уважении, и задача родителей - давать эту поддержку, не передавить с воспитанием и порядком, не навязывать несвойственное и раскрывать свойственное.
Нарциссическая травма относится обычно к этому периоду - от двух до четырех лет. Как это может случиться?
- Взрослым не до ребенка, и они отмахиваются от него
- Взрослые высмеивают проявления ребенка, обесценивают его
- Ролители начинают воспитывать ребенка, подавлять его эгоизм (естественный и необходимый для этого возраста)
- Родители требуют от ребенка достижений, любят его "по условию", любят хорошего и не любят плохого.
- Близкие нуждаются в том, чтобы ребенок вел себя как большой, понимал их
- Родители чрезмерно хвалят ребенка, возвеличивают, нагружают его великими прогнозами и ожиданиями

Так формируются основные три типа нарциссов:
- ничтожный, подстраивающийся, старательный
- грандиозный, самолюбивый
- неустойчивый, колеблющийся между двумя предыдущими видами

Сейчас популярны различные развивающие занятия для детей. Развитие стало модным: группы, игрушки, игры, занятия - все теперь не просто так, а направлено на развитие. Это невротизирует детей, которые во-первых чувствуют ожидания, а во-вторых, не имеют времени и возможности для естественного развития своего я. Развивающие игрушки часто очень механистичны и далеки от реальной жизни.Среди этих вещей и этих занятий у ребенка остается мало времени для общения с близкими и друзьями, свои игры, создание своего внутреннего мира. Не остается места для душевного общения, прогулок, одиноких размышлений и приключений.

Во всем нужна гармония и умеренность: в развитии, воспитании, любви и обучении, свободе и правилах. К сожалению, очень непросто найти эту золотую середину современным родителям. С одной стороны, есть много противоречивой информации по воспитанию детей. С другой, есть опыт собственного детства. Нам свойственно желание не повторять ошибок наших родителей, от которых мы пострадали, но мы или бессознательно все-таки повторяем их, или делаем противоположные. Родителям, получившим нарциссическую травму в своем детестве, трудно не травмировать сходным образом своих детей.  Тут может помочь тщательный самоанализ или прохождение психотерапии или помощь семейного психолога.

 

Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик.