Menu

Сравнение школ психоаналитического и гуманистического направлений


Психоанализ в первом приближении
«Где было Ид, должно стать Эго»
З.Фрейд
Психоаналитическая школа более центрирована и консервативна, нежели другие, а потому сохраняет некоторую целостность. Многое доработано, но основы остаются неизменными.Напомню основые положения:
Структура СуперЭго – Эго – Оно 
Стадии психосексуального развития ребенка
— Оральная (0 – 18 мес.)
— Анальная (18 мес. – 3 года)
— Фаллическая (3 года – 6 лет)
— Латентная (6 – 12 лет)
— Генитальная (период полового созревания)
Методы работы с бессознательным (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций)
Комплексы как группы психических образований, мотивов, интересов, установок, объединенных единым аффектом, действующие, как правило, на бессознательном уровне, но определяющие направленность и структуру сознательной жизни человека. 
Эдипов комплекс (назван по античному мифу об Эдипе, убившем собственного отца и женившемся на своей матери) В психоанализе суть этого комплекса в том, что мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию по отношению к отцу, который занимает желанное место возле матери. Это приводит в действие механизм идентификации с отцом: мальчик преображается в него в символическом плане. Это позволяет мальчику перенять черты взрослого мужского поведения и, главное, систему моральных инструкций и запретов, присутствующую у взрослого. Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, где девочка испытывает влечение к своему отцу. 
Комплекс (страх) кастрации – детская реакция на физиологическую разницу полов, выражается у мальчиков в страхе лишения пениса, у девочек – в зависти к пенису. Считается, что эта реакция основывается на реальном подавлении инфантильной сексуальной деятельности и фантазме кастрации (т. е. приписываемого отцу желания лишить мальчика пениса). Согласно Фрейду, комплекс кастрации непосредственно связан с комплексом Эдипа, но хронологически эта связь проявляется по-разному. У мальчиков вначале формируется комплекс Эдипа, а затем комплекс кастрации, у девочек — наоборот. 

Комплекс неполноценности является выражением неприспособленной структуры личности, страдающей ощущением превосходства окружающих над собой. «Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребенок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый» З.Фрейд

Механизмы психической защиты: замещение, вымещение, обратная реакция, вытеснение, проекция, сублимация, запечатление, катарсис, регрессия (описаны Фрейдом) Позже были выделены и другие защиты. 

Итак, в психоанализе поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия 3-х систем: подсознания (Ид), сознания (Эго) и «совести» (Суперэго). Когда энергия возрастает, Ид стремится снять напряжение. Эго подчиняется принципу реальности: он временно приостанавливает действие принципа удовольствия до тех пор, пока не будет найден соответствующий объект. Супер-Эго представляет собой внутреннюю репрезентацию ценностей и идеалов общества. Супер-Эго находится в оппозиции к Ид и Эго и пытается строить мир по своему образу. В отличии от Эго, Супер-Эго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, а блокирует их. Существует 2 группы инстинктов: жизни и смерти. Причиной невротического состояния является конфликт между побуждениями Ид, стремящимися к энергетической разрядке и защитными механизмами Эго, препятствующими разрядке, не допускающими эти влечения к осознанию. Патогенное действие невротического конфликта заключается в необходимости для Эго постоянно тратить энергию на то, чтобы не допустить неприемлемые побуждения к осознанию и моторике. Это приводит к истощению Эго. Разрешение конфликта происходит за счет интеграции отклонившихся элементов Эго в общую структуру личности. Задача психотерапевта — усилить Эго, сделать его независимым от чрезмерно строгого отношения со стороны Супер-Эго, и повысить его способность к рассмотрению материала, вытесненного или скрытого в Ид. Базисный конфликт является универсальным, и в принципе не может быть разрешен: можно лишь достигнуть более выгодного компромисса или более сильного контроля.

Гуманистическая психология: единство непохожих
«Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, 
что первоначально ничего собой не представляет. 
Человеком он становится лишь впоследствии, 
причем таким человеком, 
каким он сделает себя сам»
Ж.-П. Сартр

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, И.Ялом, Ш. Бюлер, Р. Мэй, М.Босс, Д.Бьюдженаль. К гуманистическому направлению могут быть отнесены гештальт-терапия (Перлз) и трансперсональная психология (Лири)

Основные позиции гуманистической психологии, общие для большинства ее школ:
1. Человек целостен;
2. Индивидуальность не менее важна, чем общие категории;
3. Главной психологической реальностью являются субъективные переживания человека;
4. Человеческая жизнь это единый процесс;
5. Человек по определению стремится к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Большинство гуманистических школ признает за человеком свободу воли, выбора своего жизненного пути.

Основные принципы гуманистической психологии по Харламенковой:
— Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие. 
— Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов. 
— Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным. 
— Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма. 
— Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет. 
— Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям. 
— Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Гуманистическое и экзистенциальное направление включает в себя много разных школ, методик и теорий. Разные авторы выделяют разные «главные» ветви. В гуманистическое направление включают: клиент-центрированный подход (Роджерс), гештальт (Перлз), экзистенциальный dasign-анализ, логотерапию, экзистенциальную психотерапию (Европейская и американская ветви) – и, вероятно, это далеко не все.

Экзистенциальный конфликт происходит из конфронтации человека с данностями существования. Они понимаются как определенные конечные факторы, которые являются неотъемлемой частью бытия человека. Эти данности явно открываются человеку при условии глубокой личной рефлексии. К ней могут приводить как и процесс психотерапии и самоисследование, так и различные экстремальные ситуации (угроза жизни, болезни, смерть близких и проч. критические обстоятельства). К этим данностям относят: смерть, свободу, изоляцию, бессмысленность и др. Цель — подвести пациента к той точке, где он может сделать свободный выбор. Конфронатация с данностями болезненна, но она целительна. Конфликты, происходящие из конфронтации человека с данностями существования, преодолеть нельзя. Однако, исследовав их значение, влияние и субъективное их переживание можно сделать жизнь более полной и осмысленной. 

«Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность» Римантас Кочюнас

По каким признакам сравнивать

Разные авторы описывают и сравнивают психологические школы по разным признакам. Русалов выделяет 7 основных школ, и рассматривает и сравнивает их по таким признакам:
Биологическое/социальное (чем детерминировано поведение человека)
Псих. образования врожденные/приобретенные
Сплошное/пофазовое развитие
Сознателен/несознателен человек
Свобода воли/детерминированность 
Мир объективен/субъективен
Изменения в человеке возможны/невозможны
Методы описательные/измерительные

В учебнике «Теории личности» (Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер) для сравнения берутся такие шкалы: 
Свобода/Детерминизм
Рациональность/Иррациональность
Холизм/Элементализм
Конституционализм/Инвайронментализм
Изменяемость/Неизменность
Субъективность/Объективность
Проактивность/Реактивность
Гомеостаз/Гетеростаз
Познаваемость/Непознаваемость

Сальваторе Мадди сравнивает теории на двух уровнях – ядро и периферия личности – и рассматривает модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности.

Можно также сравнивать школы по их подходу к механизмам базового конфликта:
Психоанализ: влечение -> тревога -> конфликт -> защитный механизм 
Экзистенциальный подход: сознавание конечной данности -> тревога -> защитный механизм


Сравнение теорий в цитатах на тему... 
«Не в том суть жизни, что в ней есть,
Но в вере в то, что в ней должно быть.»
Иосиф Бродский

О свободе, выборе и ответственности:
«Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит»; «Глубоко укоренившаяся вера в психическую свободу и выбор совершенно не научна и должна уступить место утверждениям детерминизма, который управляет психической жизнью» З.Фрейд
«... свобода — это волшебная лампа; когда человек трет ее с этической страстью, то для него возникает Бог»; «...тревогу всегда можно понять только в ее связи со свободой человека» С.Кьеркегор
«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации» А.Маслоу
«До тех пор пока мы – отдельные лица и целые группы – не откажемся от нашей способности к субъективному выбору, мы всегда будем свободными людьми, а не просто пешками нами же созданной науки о поведении» К. Роджерс
О смерти:
«Нам хочется существовать, мы боимся небытия, и поэтому выдумываем прекрасные сказки, в которых сбываются все наши мечты. Неизвестная цель, ждущая нас впереди, полет души, рай, бессмертие, бог, перевоплощение — все это иллюзии, призванные подсластить горечь смерти.» З.Фрейд
«...смерть есть условие, дающее нам возможность жить подлинной жизнью» И.Ялом
«»Небытие» – не просто страх физической смерти, хотя, возможно, именно смерть является самым распространенным предметом и символом тревоги. Угроза небытия относится к религиозной и духовной сфере жизни, поскольку это есть страх перед бессмысленностью существования.» Р.Мэй
«Бренность бытия ставит нас перед вопросом смысла нашей экзистенции: Я есть – ради чего?» А.Лэнгле
О смысле и цели жизни:
«Единственная цель жизнь — это сам процесс существования, т.е. вечная борьба за выживание»; 
«Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысл, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением служить человеку...»; «Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима, и все же мы не должны, нет, мы не можем – отказаться от стараний хоть как-нибудь ее исполнить... Счастье – в том умеренном смысле, в котором мы можем признать его возможность, – есть проблема индивидуальной экономии либидо. Здесь невозможен совет, который подходил бы всем: каждый должен кроить себе счастье на собственный фасон...» З.Фрейд
«Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь предощущаемых возможностей» А.Маслоу
«Смысл должен быть найден, но не может быть создан»; «Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке... Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл» В.Франкл
«Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. ...Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем» Жан-Поль Сартр
«Мы все существа, ищущие смысл жизни, которые испытывают беспокойство оттого, что их закинули в бессмысленную вселенную. Чтобы избежать нигилизма, мы должны поставить перед собой двойную задачу. Во-первых, изобрести проект смысла жизни, достаточно убедительный для поддержания жизни. Следующий шаг — забыть о факте изобретения и убедить себя, что мы просто открыли смысл жизни, то есть у него независимое происхождение»; «Смысл жизни подобен карабканью по канату, который мы же сами подкинули в воздух» И.Ялом
Об одиночестве:
«Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его» Зигмунд Фрейд
«В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, сознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя» Ирвин Ялом

Особая терминология

Можно говорить также о разнице психологических терминов, употребляемых в разных направлениях – конечно, до определенной степени, так как есть проникновение терминов, общий словарь. Так, психоаналитические «словечки» не только стали привычными для психологов всех направлений, но и вошли в обиход обычных людей(эго, подсознание, сублимация – кто теперь не знает этих слов?). 
Итак, термины, специфичные для психоанализа: Ид(Оно), Супер-Эго, фаллический, Эдипов комплекс и комплекс Электры, фрустрация, либидо, мортидо, аутоэротизм, комплекс кастрации, трансфер, сопротивление, смещение и сгущение, цензура.
Гуманистическая психология: безусловное позитивное внимание, аутентичность, конгруэнтность, организмическое доверие, самоактуализация, клиент-центрированная терапия, я-концепция, иерархия потребностей, вершинные переживания, мотивы роста. Очень много общих для пподшкол, и специфичных для каждой школы терминов.
Экзистенциальная психология (многие термины взяла из философии): Dasign-анализ, экзистенция, бытие, феноменология, смысл, бытие-в-мире, модусы существования, свобода, ответственность, становление, трансцендирование, пространственность, темпоральность, здесь и теперь, экзистенциал, миро-проект.

Сравнение практических приемов

Кроме разницы в теориях, есть еще разница в практических методах, используемых в терапии.
Сам процесс может сильно отличаться. Так, в психоанализе аналитик более отстранен, нейтрален, он анализирует и дает интерпретации. «Внутренняя жизнь психоаналитика должна оставаться для анализируемого неизвестной, он должен, как зеркало, отражает только то, что ему показывает пациент.»
Фрейд З. 
В гуманистических школах терапевт эмпатичен, может говорить о своих реакциях клиенту. Иногда допускается самораскрытие терапевта – если это необходимо. «...откровенность только увеличивает веру пациента в вас и в сам процесс терапии» И.Ялом (Дар психотерапии)

Медард Босс предложил первую, по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте.  

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Карл Роджерс охарактеризовал «осторожную эмпатию» как одну из трех наиболее значимых черт профессионального терапевта (вместе с «безоговорочным позитивным расположением» и «искренностью»)


Сравнение целей практики

Психоанализ: главная цель — согласно Э. Фромму — помочь отличить истину от лжи в самих себе; терапевтический метод — приложение тезиса о том, что истина делает человека свободным.
«У психоанализа есть своя шкала ценностей – более высокая гармония Эго, которое должно выполнить задачу успешного посредничества между натисками инстинктивной жизни (Ид) и внешнего мира, то есть между внешней и внутренней реальностью.» З.Фрейд
«Цель психоанализа состоит в повышении свободы выбора…» цитата из Сандера Абенда (доклад Скотта Даулинга)
«Прежде, чем продолжать, мы должны провести различи между двумя разновидностями «целей». К первой, более фундаментальной, относятся конечные цели (outcome goals) — желаемое итоговое состояние, к которому должен привести анализ. Они часто формулируются в общих понятиях. Например: «Где было Ид, тaм будет Эго». Вторая, более существенная для наших задач здесь разновидность объединяет процессуальные цели, описывающие, образно говоря, ступени лестницы, по которой можно добраться до конечной цели. Процессуальные цели более специфичны и более интересны, поскольку они характеризуют терапевтический подход. ... Согласно раннему опыту Фрейда с симптоматическими истериками, конечная цель психоанализа заключалась в освобожде¬нии пациентов от их симптомов и в «трансформации истерического страдания в обычное несчастье». Процессуальные цели состояли в том, чтобы выявить вытесненную неосознаваемую и нашедшую выражение в симптомах сексуальную травму, затем проинформи¬ровать о ней пациента и убедить его в реальности и влиянии травматических событий. Обдуманный и принятый рациональной, сознательной психикой взрослого пациента, инсайт по поводу сексуальной травмы должен был освободить его от симптомов.» Скотт Даулинг
«Цель психоанализа состоит в том, чтобы изменить конфликт» Чарльз Бреннер
«Стать способным к любви и работе» — последнее, самое известное утверждение Фрейд о конечной цели анализа, известно нам только как цитата по памяти, приведенная Эриком Эриксоном.
«Психоаналитическая терапия — каузальная терапия, она пытается уничтожить причины, вызывающие невроз. Ее цель — разрешение невротического конфликта пациента, включающего инфантильный невроз, который служит краеугольным камнем взрослого невроза. Разрешение невротического конфликта означает воссоединение с сознательной частью Эго той части Ид, Суперэго и бессознательной части Эго, что была исключена из нее по той или иной причине.» Р.Гринсон
«Цель психотерапии — подвести пациента к той точке, где он может сделать свободный выбор» И.Ялом
«Основная цель экзистенциальной терапии – помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека» Римантас Кочюнас


Некоторые особенности терапии
Психоанализ: 
Долговременный анализ. Кушетка. Анализ: сновидений, свободных ассоциаций, переноса (и контрпереноса), сопротивления, ранних детских воспоминаний. 
Экзистенциальный анализ и гуманистическая психотерапия: 
Понимание человека как бытия-в-мире. 

Результаты бесед и опросов
По произведенному мной в Интернете опросу «Вы скорее обратились бы к психоаналитику или к экзистенциальному психотерапевту?» психоанализ пользуется большей известностью и популярностью. Зачастую люди не знают, что такое «экзистенциальная психотерапия»

Также я беседовала с несколькими людьми, проходившими анализ. 

Ольга Т., 32 года, 7 месяцев проходила психоанализ у терапевта-мужчины: «Когда я выбирала психолога, я сразу решила: это должен быть кто-то действительно авторитетный, кому я могу довериться. Поэтому я была готова к немалой сумме, которую мне пришлось заплатить. Это была тяжелая работа и для него, и для меня. За эти полгода прошла как будто целая жизнь. Помог ли мне анализ? Пожалуй, скорее да, но все совсем не так однозначно.»

Я поговорила с некоторыми практикующими психоаналитиками и психологами экзистенциального подхода. Цитаты из личной переписки:

«Я практикую психоанализ. Отличие от экзистенциального подхода (о котором я имею представление лишь по книгам И.Ялома Р.Мэя, Франкла) в том, что в центре внимания психоаналитиков остается сексуальность. Психоанализ более глубокий вид психотерапии, на мой взгляд, чем гуманистическая терапия, хотя многое зависит от терапевта» Сверчков Михаил Борисович, психоаналитический психотерапевт

«...цель психоанализа — самопознание и расширение границ внутреннего мира...» Лола Эриковна Комарова, Президент Московского Общества психоаналитиков, Кандидат Лондонского Института психоанализа, прямой член Международной психоаналитической Ассоциации

«Экзистенциальная психотерапия — гуманистический метод психотерапии, применяемый к взрослым людям. Основная его задача — исследовать жизнь клиента и помогать ему менять его жизнь в сторону ее улучшения. В процессе экз. терапии, как понимаю ее я, происходит и психологическое взросление человека. Он становится более свободным в своих выборах, более независимым от чужих оценок и манипуляций. Лично мне такой вид терапии очень нравится своей экологичностью, гуманистичностью (клиент в ней чувствует себя принятым другим человеком, самим собой, таким, каков он есть). Психоанализ более директивен. Если в экз. терапии (в моем понимании) больше используется и поддерживается равная по отношению к клиенту позиция, то в психоанализе, она не равная (терапевт условно выше, компетентнее, больше интерпретирует). Экзистенциально-гуманистическая психотерапия — третье течение в психологии, объединившее психотерапевтов и мыслителей, которым интересен просто человек, точнее «человек живущий». То есть любой, кто живет и готов осознавать, что
качество его жизни зависит от приложения его собственных усилий, кто способен созидать СВОЮ ЖИЗНЬ, принимая при этом ее конечность. Это направление в психотерапии, которое не зря называют самым эффективным и «жизнеизменяющим», поскольку именно оно, ставя человека перед неизбежностью смерти, необходимостью выбора, отсутствием смысла, реальностью одиночества, позволяет взять ответственность за собственную жизнь и сделать такой, чтобы жить ее СИЛЬНО ХОТЕЛОСЬ» Млодик Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, сертифицированный гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, преподаватель РГГУ.

«Если цель терапевта заключается в эффективной помощи субъекту, запрашивающему терапию, — то разницу вижу в языковой форме описания пути к достижению терапевтической цели и траектории достижения цели.
В зависимости от индивидуальных характеристик внутреннего мира субъекта, запрашивающего терапию, в некоторых случаях предпочтительнее будет язык экзистенциально ориентированного терапевта, а некоторых — психоаналитически ориентированного. 
Мне лично близка позиция, полагающая терапию совместным путешествием двух заинтересованных субъектов по пути личностного развития, духовного роста, индивидуации, достижения подлинной Бытийности в Мире. Побочным следствием этого путешествия может быть освобождение от негативной симптоматики, преодоление кризисов и т.д. 
Если цель — терапия, а не следование догмам тех или иных школ, то кардинальных отличий в смысловом поле нет. Есть разница в стартовых условиях, определяемая характеристиками внутренних миров вовлеченных в процесс терапии субъектов, определяющая процесс поиска того языка, на котором будет обеспечен необходимый для достижения терапевтической цели уровень взаимопонимания и доверия» Вахромов Евгений Евгеньевич, кандидат психологических наук, психолог-консультант


Мое видение и мой выбор...
«Каждому пациенту свою терапию» (Ирвин Ялом)

Для меня психоанализ и экзистенциальный анализ и гуманистическая психология сошлись в юнгианском анализе. В нем гармонично сочетаются глубокие психоаналитические знания о бессознательном и о раннем развитии, язык символов и уважение к человеку.


Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик. 2007 год

Случайная цитата:

На риск психоанализа идут те, кто заинтересован в нанесении на карту неизвестных континентов своей души.

Джойс МакДугалл

Искать на сайте: