Консультации в Москве

Уютные кабинеты в шаговой доступности от метро

Выбрать психолога

Вы не в Москве?

Консультации психолога по скайпу

Записаться

Проект Практика

Возможности для начинающих аналитических психологов

Подробнее

Цели терапии по Джонсону

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТРУКТУР ХАРАКТЕРА

ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР

Эмоциональные цели

1. Усилить чувственный контакт с окружением — осязательный, слуховой, зрительный, обонятельный и вкусовой контакт с миром — развить сознание человеческого прикосновения к другому человеку и чувство его значимости.

2. Развить ощущение стабильности, укорененности — чувство, что стопы крепко и уверенно стоят на опоре, и что мы можем выстоять в собственной позе, положении.

3. Развить умение чувственного восприятия телесных ощущений — чувство разного рода движения, дыхания, ощущения напряжения и расслабления, специфических телесных переживаний, связанных с голодом, болью, радостью, смехом и т.д.

4. Снять хроническую напряженность или спазмы во всех страдающих от этого областях тела, а также уменьшить вызванное ими чувство физической боли.

5. Высвободить чувство ярости и направить его на соответствующую цель. Интегрировать его с self таким образом, чтобы оно стало источником силы и асертивности; вот самый простой девиз терапевта - биоэнергетика: «Познай это, направь и освой».

6. Открыть доступ к существующему в себе чувству ужаса и поддержать его в процессе обнаружения первоначальных причин. Интегрировать это чувство с self до тех пор, пока оно не станет источником способности ощущать страх, подавленность и собственную чувствительность.

7. Добраться до сожаления, связанного с утратой любви и утратой собственного self. Интегрировать его как часть реальности данной личности — реальности, которая одновременно является трагической и иронической. Исключить отрицание того, что было, чтобы дать возможность ощутить то, что есть.

8. Развить физические отношения между личностью и физическим миром (например, пищей, природой, домом, знакомыми объектами).

9. Высвободить чувство любви и переживание радости, имеющие корни в действительности.

Бихевиорально - социальные цели

1. Вначале установить или укрепить привязанность и окончательно привести к разрешению симбиоза.

2. Укрепить сознательное и преднамеренное использование такой формы защиты, как уход изсоциума.

3. Усилить вовлеченность в жизнь малой группы и общества.

4. Уменьшить педантизм и потребность в исключительности собственной деятельности и, тем самым, ограничить склонность откладывать дела на потом и связанный с ними страх.

5. Помочь клиенту открыть его актуальные способы выражения вытесненных агрессивных импульсов, (т.е. специфические «игры», которые он ведет в социальных контактах, паттерны пассивной агрессивности и социального ухода, агрессивные фантазии и т.д.)

6. Обучить или создавать соответствующие ситуации для обучения социальным навыкам (например,

собственной личной эффективности, асертивности, зрительного контакта, выражения чувств в социальных контактах и т.д.).

7. Развить практическое агрессивное и асертивное поведение в общественной жизни личности.

Когнитивные цели

Взгляды и убеждения

1. Идентифицировать, интерпретировать и развить инсайт в идеал эго или фальшивое self, осуществить его преобразование (например, «Я — всепонимающий, всеодобряющий, я — исключительный. Я — это мои идеи и мои успехи»).

2. Идентифицировать, интерпретировать и развить инсайт в сценарные решения; осуществить их преобразование (например, «Со мной что-то не в порядке. Мне нет места. Мир — это ужасное место. Людям нельзя доверять»).

3. Усилить идентификацию self с телом и его естественными жизненными процессами.

4. Усилить идентификацию self с личной историей и следующей из нее чувствительностью. Исключить отрицание того, что уже произошло, и влияния этих переживании на жизнь личности.

5. Усилить идентификацию self с естественной агрессией, ассертивностью и силой.

Когнитивные способности

1. Идентифицировать и развить существующие формы защиты эго и установить над ними произвольный контроль.

2. Обучить неизвестным до сих пор механизмам защиты эго.

3. Укреплять, корректировать и обучать стратегиям победы над жестким, вызывающим страх окружением.

4. Предлагать и обучать навыкам самоуспокоения и заботы о себе.

5. Сформировать амбивалентное ощущение self, других и мира и развивать способность терпеть эту амбивалентность. Выделить и интегрировать отдельные репрезентации self и объектов, особо учитывая негативную интроекцию родителей.

6. Оценить и по необходимости осуществить корректировку в: ассимиляции, аккомодации, различении, интегрированиии обобщении.

ОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Эмоциональные цели

1. Высвободить ощущения потребности и тоски и сопровождать клиента в их идентификации.

2. Проработать переживание печали о пережитой боли и глубокого отчаяния по причине покинутости или хронической фрустрации.

3. Проработать чувство ярости по поводу покинутости.

4. Проработать страх, вызванный высвобождением других чувств: страх отвергнутости, покинутости и хронической фрустрации.

5. Развить более сильное ощущение силы и отчетливого ощущения прохождения энергии по стопам, косточкам, коленям и ногам.

6. Укрепить всю мускулатуру тела.

7. Усилить экспрессию асертивности и агрессивности.

8. Открыть грудную клетку, дыхание и восстановить свободное протекание энергии через шею и гортань. Расслабить зажатые мышцы в нижней части спины, живота, в плечевом поясе, у основания черепа и в нижней челюсти.

9. Высвободить настоящее чувство любви, особенно к главному объекту привязанности, и развить экспрессию этого чувства.

Когнитивные цели

Взгляды и убеждения

1. Идентифицировать, интерпретировать и развить инсайт в идеал эго или фальшивое self, осуществить его преобразование («Я любезен, мягок, полностью самоотвержен. Я нужен»).

2. Идентифицировать, интерпретировать и развить инсайт в сценарное решение, осуществить его  преобразование («Мне ничего не нужно. Я должен это сделать самостоятельно. Если я дам знать о своих потребностях, то меня предадут и бросят»).

3. Поставить под сомнение, интерпретировать и объяснить отдельные механизмы защиты (отрицание, проекцию, интроекцию, инверсию, идентификацию, обращение против себя и перенесение), чтобы обеспечить  гибкость при их использовании.

4. Помочь в распознавании паттерна компенсации и срыва. Помочь личности в идентификации и прерывании этого повторяющегося паттерна через принятие ею личной ответствености за его сохранение.

5. Укрепить идентификацию self с собственными потребностями, признавая свое право на существование потребностей и на их удовлетворение.

6. Укрепить идентификацию self с личной историей покинутости или неудовлетворения собственных потребностей и сформировавшейся в результате этого подверженности травмированию. Признать индивидуальное право на переживание чувств, связанных с опытом покинутости — ярости, отчаяния и страха.

7. Усилить идентификацию self с естественной агрессией и асертивностью.

Когнитивные навыки

1. Предлагать и обучать навыкам самоуспокоения и заботы о себе.

2. Установить амбивалентное переживание self и других и разграничение между self и другими.  Осуществить оценку и исправление механизмов формирования структур личности: ассимиляции, аккомодации,  различения, интеграции и обобщения.

3. Закрепить сознательное использование имеющихся защитных механизмов в тех моментах, где они эффективны и полезны.

4. Обучить ранее неизвестным механизмам защиты эго.

5. Укреплять, исправлять и обучать стратегиям преодоления жесткого и вызывающего страх окружения.

Бихевиорально - социальные цели

1. Укреплять и обучать стратегиям самоуспокоения и заботы о себе.

2. Развивать умение просить о помощи и обращаться за ней в непосредственных социальных отношениях.

3. Усилить агрессивное, асертивное и инструментальное поведение.

4. Увеличить соотнесенность с реальностью в степени, требуемой для зрелого функционирования;  усилить постоянство вовлеченности в работу, межличностные отношения, индивидуальные намерения и т.д. Развить выдержку.

5. Усилить способность к взаимности, контакты, основанные на принципе «взрослый - взрослый» и подлинное, индивидуальное формирование любовных связей (в отличие от связей, основанных на  зависимости и созависимости).

6. Увеличить терпимость к ощущению одиночества.

7. Отказаться от чрезмерной перегрузки себя, чрезмерного употребления стимуляторов и наркотиков, излишней ответственности и заботливости и других гипоманиакальных, аутодеструктивных видов поведения,  проявляющихся в компенсаторной фазе цикла.

СИМБИОТИЧЕСКИИ ХАРАКТЕР

Эмоциональные цели

1. Увеличить эмоциональную аутоэкспрессию.

2. Уменьшить чувство вины по поводу любой аутоэкспрессии.

3. Уменьшить чувство долга по отношению к другим.

4. Ослабить боязнь травмировать кого-либо или добиться успеха за счет кого-либо другого.

5. Ослабить болезненные чувства, являющиеся результатом идентификации с семьей и навязанными ею ролями.

6. Допустить агрессию и смягчить страх, вызываемый ее выражением.

7. Допустить и соответственно направить враждебность, особенно на личности, ограничивающие и нарушающие нашу автономию.

8. Поощрять к переживанию гордости и радости от аутоэкспрессии, силы, приключений, достижений, успехов, удовлетворения и т.д.

9. Помочь в регулировании «оптимальной дистанции» через допускание и одобрение импульсов близости и отдаленности.

10. Устранить страх покинутости.

11. Устранить страх перед растворением.

12. Допустить и проработать грусть об утрате настоящего self, а также об отвергнутых в ходе терапии компенсаторном self и деструктивных отношениях.

13. Позволить себе печаль по поводу утрат, вызванных родителями или семьей.

14. Усилить ощущение собственного self.

Когнитивные цели

1. Добраться до патогенных убеждений, лежащих в основе чувства вины по поводу отделения и выживания.

2. Развить инсайт в механизмы, служащие для защиты носящих характер слияния отношений с родителем/родителями.

3. Развить инсайт в паттерны, основанные на чрезмерной или патогенной идентификации с родителем/родителями.

4. Развить инсайт в природу собственного истинного self клиента (т.е. его предпочтений, умений, склонностей и т.д.)

5. Развить воспоминание и понимание собственной семьи и личной истории, которая привела к возникновению Симбиотической) self.

6. Поддерживать реалистическое восприятие социального окружения (например, супруга, родителей, коллег и т.д.)

7. Поддерживать в реалистической оценке социальной ответственности и долга.

8. Уменьшить расщепление и увеличить амбивалентность в восприятии self и других.

9. Повысить степень сознательности компромиссных паттернов, таких как пассивно-агрессивные интеракции, или «игры», в которых находит свой выход подавляемая агрессия, враждебность, собственные успехи и т.д.

10. Привести к конфронтации с манипулятивным поведением, задача которого — сохранение слияния и перекладывание ответственности на внешние явления.

Бихевиорально - социальные цели

1. Поощрять поведение, выражающее собственную индивидуальность клиента в отношениях со значимыми для него людьми.

2. Идентифицировать и поддержать поведение, которое представляет собой настоящую самоопределяющую экспрессию и таким образом продвинуть вперед ощущение настоящего self.

3. Непосредственно обучать или содействовать таким формам социального поведения, которые позволяют гибко регулировать близость и дистанцию.

4. Поддерживать в действиях, которые способствуют мобилизации, экспрессии и регулированию агрессии и враждебности в реальном мире клиента.

5. Помогать клиенту использовать его прошлое и актуальное окружение для полезной идентификации и интернализации.

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Когнитивные цели

1. Добиться самостоятельного признания в собственной ничтожности, недоверчивости, излишней самокритичности, инертности, депрессии, одиночестве и т.д.

2. Добиться самостоятельного признания зависимости от достижений, чувства собственной значительности, гордости, притязательности, манипулирования и рационализации этих черт.

3. Добраться до разрушительных функций фальшивого и симптоматического self.

4. Поддерживать клиента в развитии исторического и динамического представления о самом себе, включая чувства пустоты, бессодержательности, фрагментации self, его архаические желания в отношении других и самой жизни и его чувство ярости и глубокой травмированности.

5. Помочь ему вникнуть в суть процесса обнаружения и развития истинного self через экспрессию собственных врожденных возможностей, амбиций и идеалов.

6. Направлять его на интегрированное и амбивалентное восприятие self и других.

7. Содействовать реалистической оценке собственных возможностей, ресурсов и достижений.

8. Содействовать реалистической оценке собственной ограниченности, слабости и чувствительности.

9. Поддерживать в интеграции и одобрении всех выше названных признаков self.

Эмоциональные цели

1. Добраться до травм, обусловленных отсутствием эмпатической реакции на потребности в слиянии, близнецовости и отражении.

2. Добраться до травм разочарования, вызванных неисполнением ожиданий идеализируемыми личностями.

3. Вытащить на поверхность страх перед новой травмой — подозрительность, отсутствие доверия, параноидальные реакции.

4. Добраться до нарциссической ярости по причине травмы и разочарования.

5. Выявить постоянно присутствующую потребность в слиянии, идеализации, близнецовости и отражении и содействовать различению и созреванию этих потребностей.

6. Выявить все эмоциональные элементы значимостного компенсаторного self — чувства собственной значимости, притязательности, гордости и т.д.

7. Выявить чувства пустоты, бессодержательности, фрагментации и нестабильности существования истинного self.

8. Содействовать, поддерживать и возбуждать интернализацию эмпатии и любви к другим.

9. Преобразовать значимостное фальшивое self в «нормальный нарциссизм» настоящей любви к себе.

10. Преобразовать существующую травму в чувствительность и в сознание ограниченности своего self, других и всей жизни.

Бихевиорально - социальные цели

1. Содействовать и обучать тем умениям организации эго, которые будут противодействовать фрагментации self в ответ на терапевтический процесс.

2. Поощрять реалистические достижения и агрессивность клиента в жизни.

3. Поддержать социальные возможности клиента и помочь ему как можно полнее их использовать.

4. Непосредственно инструктировать клиента в социальном поведении, которое демонстрирует  эмпатию, уважение и понимание по отношению к другим. Учить его «допускать к себе» теплоту, заботу, которую могут дать другие.

5. Поддерживать клиента в развитии такой системы, способствующей обнаружению и укреплению self, в которой другие служат предметом слияния, отражения, близнецовости и идеализации. Задача такой системы  — дать возможность интернализации ресурсов, которые позволяют увеличить автономность в контексте  большей поддержки.

МАЗОХИСТСКИЙ ХАРАКТЕР

Когнитивные цели

1. Воспроизвести личную историю, приведшую к формированию мазохистских сценарных решений и патогенных убеждений. Выявить патогенные убеждения в контексте всех сфер функционирования и произвести их интерпретацию с учетом их истории и актуально выполняемых динамических функций.

2. Осуществить интерпретацию видов саморазрушительного поведения, определяя их функции: а)обеспечение связи с настоящим объектом, б) парадоксально реализуемое обеспечение интегральности и завышенного уважения к self, в) выражение протеста и сопротивления и г) осуществление мести и выражение враждебности.

3. Восстановить ответственность за self.

4. Назвать, интерпретировать и уменьшить периодически повторяющийся наплыв проблем и негативную реакцию на успех.

5. Усилить интернализацию моделей хороших self - объектов.

Эмоциональные цели

1. Вызвать, снять торможение и поощрять непосредственное переживание сожаления, травм и ярости.

2. Выявить, освободить от блоков и поощрять непосредственное переживание удовольствия.

3. Уменьшить доверие, надежду и желание рисковать.

4. Уменьшить и регулировать беспокойство, связанное с переживанием гнева, удовольствия, доверия, надежд и риска.

5. Проработать сожаление о предшествующих утратах — потере self и времени, утрате связи с объектом и личной идентичности, вытекающими из перемен.

6. Поощрять отказ клиента от желания отомстить за перенесенные в прошлом потери.

Бихевиорально - социальные цели

1. Установить новое поведение, которое примет на себя несколько задач, выполняемых до сих пор саморазрушительным поведением (то есть сохранение близких контактов, выражение протеста и враждебности, поддержание самоуважения и т.д.)

2. Сформировать поведение, благодаря которому можно будет выражать веру, надежду и доверие к другим и к себе.

3. В случае необходимости обучать надлежащим образом регулируемой социальной экспрессии не присвоенных прежде чувств и состояний — гнева, асертивности, удовольствия, любви и т.д.

4. Определить, интерпретировать и уменьшить уступчивость, склонность откладывать дела, самопожертвование, саморазрушающие провокации, склонность постоянно жаловаться.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Когнитивные цели

1. Описать и привести к конфронтации и интерпретации когнитивных форм защиты: рассеянности, заблокированности и преждевременного завершения, которые предохраняют от обдумывания и переживания важных проблем.

2. Описать и интерпретировать явление диссоциации между мыслями, чувствами и поступками.

3. Предоставить модель и поддержку в преодолении проблем логического завершения и разрешения.

4. Поощрять использование, изучать и интерпретировать реакции перенесения, появляющиеся в рамках терапии и вне их.

5. Описать, привести к конфронтации и интерпретировать механизм отказа от личной ответственности и

силы, пассивности, несущественности и т.д.

6. Описать и интерпретировать полярности, наблюдающиеся в концепции собственного self, такие как: наивный ребенок/плохая совратительница, хорошая девочка/плохая женщина, невинная/виноватая, в глубокой депрессии/веселая и сосредоточенная на внешних проблемах, не вызывающая интереса у мужчин/кастрирующая мужчин и т.д.

7. Поддерживать в развитии надлежащей, амбивалентной и свободной от стыда концепции собственного self.

8. Описать и интерпретировать упрощенный черно/белый образ мужчин, женщин, человеческих отношений и поддерживать в развитии более зрелых и реалистических моделей.

9. Описать и интерпретировать «эмоциональные защиты» или «истерические состояния», в которых чувство эмоциональной преграды может явиться как естественным следствием угнетенности конфликтующими эмоциями, так и способом защиты от необходимости проработать эти конфликты и связанные с ними чувства.

10. Интерпретировать депрессию как принципиально позитивное следствие отхода от расхожих истерических форм защиты от перегрузок, переживания и обдумывания главных проблем. Однако, если сама депрессия служит подавлению этих процессов, то интерпретируй ее, как механизм защиты.

Эмоциональные цели

1. Подвести к отказу от использования чувств в качестве защиты — за счет отсутствия реакций опасения, конфронтации или интерпретации.

2. Увеличить способность пациента к толерантному восприятию, познанию, выражению и сдерживанию своих искренних чувств.

3. Используя вышеназванные умения, проработать чувства, связанные с истерическими личностными проблемами (сексуальные чувства, чувства соперничества, агрессии, вины и стыда).

4. Проработать чувства, связанные с сознанием бытия использованным, бесправным, предательства со стороны других и лишенности поддержки и опоры.

5. Проработать противоречивые чувства по отношению к себе и к другим, такие как: а) тоска по зависимости от мужчин и зависть к ним, в связи с силой, которая за ними признается, б) тоска по матери и гнев

на нее за отвергнутость и соучастие в использовании, в) жажда поощрения и чувство вины по причине привлечения внимания отца и т.д.

6. Поддерживать личность в переживании скорби и сожалений, связанных с ее семейной драмой и ее личной историей использованности и брошенности.

Бихевиорально - социальные цели

1. Создать терапевтическую среду, в которой использование механизма перенесения будет восприниматься как безопасное и одобряемое. Установить такой стиль отношений, основанный на уважении,

доброжелательности, хоть и имеющий четкие границы, который даст возможность создать сильную терапевгическую связь.

2. Путем проработки реакций перенесения в рамках и вне терапии, развить способность относиться к другим более естественно.

3. Моделировать и поощрять формирование искренних отношений, амбивалентное переживание и

одобрение собственных человеческих чувств — особенно сексуальных, агрессивных, сопернических и любовных.

4. Моделировать, поощрять использование и непосредственно обучать асертивному поведению, но в то же время пресекать манипулирование, кокетство и обходные маневры.

5. Прямо поставить вопрос зависимого поведения и оказать помощь, необходимую для отказа от него.

НАВЯЗЧИВО - КОМПУЛЬСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Когнитивные цели

1. Назвать, интерпретировать и сузить использование таких тормозящих когнитивных механизмов, как перенос внимания на периферийные или абстрактные вопросы или быстро изменяющаяся заинтересованность двумя противоположными решениями конфликта или невозможность принять решение.

2. Реконструировать личную историю, приведшую к возникновению страха, нетерпимости к несовершенству, потребности контролировать, трудностями с принятием решения: сильных инстинктов жестокости и т.д.

3. Извлечь личные сценарные решения или патогенные убеждения.

4. Подвергнуть сомнению убежденность в необходимости совершенства, бесстрашия, четкого порядка и контроля и т.д.

5. Убедить в исключительной сложности попыток удержать под контролем естественные человеческие реакции с помощью силы воли.

6. Ограничить «авторитарность» в социальных отношениях и во взглядах на принципы поведения.

7. Назвать, интерпретировать и уменьшить проекцию на других совершенно безосновательно завышенных стандартов поведения.

Эмоциональные цели

1. Изучить, интерпретировать и уменьшить страх за счет понимания, стратегий преодоления проблем, расслабления и других методов.

2. Развить способность переносить страх.

3. Уменьшить значение стыда, чувства вины и повышенного чувства долга, как мотивирующих факторов.

4. Развить полные и амбивалентные чувства к родителями другим людям, имеющим для личности авторитет.

5. Увеличить способность клиента испытывать удовольствие, любовь и ненависть.

6. Развить умение выявлять собственные предпочтения и приоритеты, а также сохранять свою собственную таким образом обретенную позицию.

Бихевиорально - социальные цели

1. Ослабить чрезмерную упорядоченность, жестокость, контролирование и экономность в поведении.

2. Увеличить способность к вовлечению в действие и к надлежащему поведению в состоянии повышенного беспокойства.

3. Уменьшить напряжение в теле.

4. Развить навыки экспрессии, особенно касающиеся удовольствия, выражения теплоты в социальных  контактах, любви и гнева.