Консультации в Москве

Уютные кабинеты в шаговой доступности от метро

Выбрать психолога

Вы не в Москве?

Консультации психолога по скайпу

Записаться

Проект Практика

Возможности для начинающих аналитических психологов

Подробнее

Конференция МААП 2011, отзыв

Впечатления от летней конференции 2011

Конференция была открыта лекцией Майкла Адамса «Мифологическое бессознательное. Сон русско-американской женщины в Нью-Йорке» Это удивительно, как один сон может стать основой такого обширного исследования, столько ссылок, значений. Чувствую, мы порою ленимся находить все параллели для амплификации своих снов и снов клиентов.

Лекция Генри Абрамовича «Библейский мотив жертвоприношения сына» вызвала много эмоций. Еще бы, ведь началась она с такого активного воображения:
«Представьте, что вы ребенок, вы находитесь в комнате своего детства, играете. Заходит ваш отец и зовет вас с собой, не объясняя причин. Вы поднимаетесь вместе в гору, идете довольно долго. И вот на вершине он останавливается и наставляет на вас пистолет»
Сильный опыт, не правда ли? Попробуйте. А потом перечитайте библейскую историю Авраама и Исаака. С кратким текстом лекции можно ознакомиться на сайте МААП.

Сам Генри Абрамович поразил меня своей честностью и открытостью, теплотой и мудростью. Не знаю, связано ли это с тем, что он раввин и юнгианский аналитик одновременно.

Лекция С. Вотковски «Деконструкция монструозного» была впечатляющей и по своему содержаню, и в силу личного обаяния лектора.
Вот что я записала в своей тетради — это не все, что было, но то, что относилось ко мне. И я не знаю, что было в лекции, а что — мои мысли вокруг нее.
Монстр существует только в диаде: монстр-герой. (жертва монстра тоже герой? Кошмарные сны?)
Эго разрушает коллективное бессознательное в процессе индивидуации. (и потому оно сопротивляется)
Сознание — всего лишь один из комплексов. Но оно же — трансцендентный свет.
Мы в плену у героического эго, в плену этой игры.
Реально сознание не объективно, оно все время находится под влиянием архаической доминанты, и это искажает картину.
Сознание как меч эго. Быть сознательным — значит убивать.
Мы в плену двойного архетипа дракона и героя. Мы идентифицируемся

Доклад Раевского «Миф эго. Между Юнгом и Буддой» оказался, как всегда, пронизан легкостью и непривязанностью – к канонам и к мифу Эго.

Далее шли супервизии в параллели: М.Адамс, С.Вотковски, Г. Абрамович. Я, конечно, пошла на супервизию Абрамовича и представляла случай для супервизии. Эта работа была для меня довольно легкой и приятной, она не перевернула мои представления о рассказанном случае, но, скорее, подтвердило правильность моих ощущений и выбранной стратегии терапии.

Лекция Майкла Адамса «Метафора для метаморфозы. Изменение в мифе и психике» показалоась мне весьма объемной и основательной, и я не берусь изложить ее тезисы.

Хегай прочитал, а, точнее, показал доклад «Человек XXI века в поиске созидательной мифологии» В докладе использовались видео-отрывки, популярные в сети, максимально отражающие происходящее с современным человеком в ускоряющемся мире. Приятно, когда юнгианский дискурс не отстает от дискурса культурного и общественного.

Культурологический форум открыла довольно сухая лекция Е.Дайс «Мифология в современной русской поэзии: Андрей Поляков и Елена Шварц»
Я, как филолог по первому образованию, вышла в самом начале.
Лекция В. Мусвик «Живучесть языческих богов: формы сохранения традиционного мифа в пространстве глубинной психологии на фоне его разрушения в искусстве» была живее и ближе к юнгианскому анализу. Затем следовало общее обсуждение культурологов и аналитиков.

Из воркшопы иностранцев в параллели  я снова выбрала Генри Абрамовича с его актуальной и трудной темой «Болезнь аналитика и аналитическая этика» С удивительной открытостью Генри читал отрывки из своего дневника тех времен, когда он был сильно болен. Эта тема, как и предложенное им активное воображение по поводу рака, очень глубоко меня затронула, всколыхнула мои собственные страхи. И мне важно было слышать, как об этом «ужасном» можно говорить, как с этим можно справиться.

Сильвестра Вотковски с воркшопом «Мифические сны Ф.Феллини» участники очень хвалили. Я читала сами сны, представленные на сайте заранее, и думаю, что это было и правда очень интересным. Образ гигантской женщины всплывал пару раз и в моих сновидениях.

Лекция Майкла Адамса «О Баал, услышь нас! Активное воображение и мифологическое бессознательное» поразила меня не столько широтой амплификаций или интерпретациями, сколько самим взятым материалом активного воображения. Это был очень красивый текст, очень мифологичный.

Лекция Г.Абрамовича «Анализ в тени террора» была отражением его личности, его честной позиции в терапии. Он ставил важные вопросы, и не всегда отвечал на них. Лекция С.Вотковски «Исламская рана в Западной психике» продолжила тему.

Доклад Пуртовой Е.А. «Пенелопа. Работа ожидания» была для меня очень трепетной и тревожной. Мне всегда трудно давалось ожидание, и все-таки оно есть в моей природе, есть в русском характере.

Доклад Ребеко Т. А. «Пенитенциарная мифология: Наказания и пытки» был гвоздем, забитым… В общем, он вызвал много эмоций, в основном негативных. При этом концепция очень интересная – про наш садизм и мазохизм, в частности, в работе с клиентами. Но исполнение – краткость комментариев и чудовищный визуальный ряд – сделали доклад довольно травматичным. Что, в прочем, не умаляет его ценность. Интересно, почему и зачем это было сделано именно так?

О воркшопах молодых юнгианцев можно говорить много. Один я вела сама, на двух мне удалось побывать. Все они были довольно популярны, и дали очень много идей и вдохновения.


Немного личного. Сон после конференции. Конференция продолжается, только в здании старинного замка - анатомического театра. Это такой огромный замок-лабиринт с многоуровневым залом в центре. Я с кем-то, Раевский зовет нас на семинар, но мы уходим, и закрываем дверь в замок снаружи. Я сомневаюсь, и возвращаюсь обратно, открываю дверь и вхожу внутрь, теперь мне надо самой искать дорогу.
Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик. июнь 2011