Консультации в Москве

Уютные кабинеты в шаговой доступности от метро

Выбрать психолога

Вы не в Москве?

Консультации психолога по скайпу

Записаться

Проект Практика

Возможности для начинающих аналитических психологов

Подробнее

О детской жадности

О детской жадности

 

Каждый день на детской площадке можно услышать:

  • Маша, не жадничай, дай мальчику совочек.

  • Вова, пусть девочка поиграет, она потом отдаст.

  • Миша, фу, какой ты жадный, не отбирай у мальчика машинку.

  • Это наше ведерко, девочка, отдай, мы уходим.

  • Он не обязан делиться своими игрушками, если не хочет.

  • Тогда пусть играет один, а не с детьми на площадке.

  • Лиза, не трогай, это не наша каталка, пойдем, вот наша!

  • Ааааа!

 

Детская жадность — причина взрослых конфликтов, большого стыда и амбиций. Мамы и папы переживают на площадке свои обиды, и передают их детям. Сколько боли, агрессии, печали, растерянности стоит за каждым!

 

Татьяна, 38 лет, мама двухлетней Алисы: «Я никогда не заставляю свою дочку делиться игрушками, если она не хочет. Я слишком помню свою обиду, когда мама собрала все мои игрушки и вынесла во двор. Кажется, это было в наказание за что-то, и причина забылась, а обида осталась»

 

Виктория, 23 года, мама двухлетнего Данилы: «Мы на площадку приходим с большим пакетом игрушек, и все играют ими. Данилка не жадный, редко бывает, что он во что-то вцепится, я приучаю его делиться, меняться с другими, а жадным никто ничего не даст»

 

Сергей, 31 год, отец трехлетнего Кирилла: «Я сыну объясняю, что всегда можно договориться. А если, конечно, дети невменяемые, то проще уйти на другую площадку»

 

Ольга, 26 лет, мама полуторалетней Маргариты: «Мы играем своими игрушками. Большие дети часто берут игрушки, и не возвращают, и где я его искать буду. Мы приносим с собой совочек, ведерко, да мячик, и играем вдвоем»

 

Понятие собственности относится ко взрослому миру, но его основы закладываются в детстве. Ребенок изучает предметный мир, и до 2-3 лет он сосредоточен на этом. Ему интересны новые игрушки, хочется рассмотреть их поближе, изучить, и чтобы никто не мешал.

 

Когда ребенок начинает осознавать себя, появляется его Я. И за Я появляется МОЕ, чувство собственности. Это важный период, закладывается характер, Я-концепция, способность к ассертивности.

 

Жадность — не что-то однозначно плохое, она естественна. Способность различать свое и чужое очень важна в нашем мире. И умение защищать и ценить свое необходимо. Вы даете другим поносить свои вещи, покататься на вашей машине? А почему ребенок должен?

 

Малыши обязательно проходят периоды жадности, но быстро понимают, что быть жадным не выгодно. И хорошо, чтоб ребенок понял это сам, без давления взрослых, на своем опыте. Давление, навязанная щедрость может сделать из ребенка взрослого жадину или человека, не способного отказывать.

 

Потом, к 3 годам, отношения и совместные игры становятся важнее предметной деятельности, и ребенок готов договариваться, чтобы играть вместе. И тут очень важно научить его правильному общению и адекватному поведению. Как быть, когда отбирают, или просят, или предлагают обмен? А если обмен неравноценный? А если игрушку сломали? А если забирают и уносят? А если хочется поиграть чужой игрушкой? Как попросить, что предложить? Как организовать совместную игру? И хорошо, когда родители могут научить, помочь, подсказать.

 

 

 

Так что же делать? Как и ребенка не травмировать, и стыда избежать? Как и своего ребенка защитить, и играть научить, и других не обидеть?

 

  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок — не преступник, что бы он ни сделал. Не лишайте его своей люби и поддержки никогда.

  • Будьте внимательны к происходящему. Что именно произошло, чего хочет ваш ребенок? И как ему помочь?

  • Не обзывайте ребенка, не навешивайте на него негативных ярлыков. Он не жадина, он отстаивает себя как умеет.

  • Не берите на прогулку особо ценные и любимые ребенком игрушки.

  • Если на вашей площадке принято делиться и меняться, берите часть игрушек именно для «общака»

  • Объясняйте ребенку, что происходит. Что такое свое и чужое, что у других детей такие же чувства, как у него, что можно договариваться.

  • Переключайте ребенка на что-то интересное. Чем хорошим он может заняться, чтоб не смотреть мучительно, как другой малыш играет его игрушкой?

  • Учите детей меняться, но только добровольно, не настаивайте. Равноценен ли обмен для обоих детей? Хотят ли они меняться?

  • Не все отношения — торговые. И делиться надо не потому, что иначе дружить не будут, а потому, что совместная игра возможна только при умении договариваться.

  • Имейте с собой что-то интересное, на что можно переключить внимание ребенка в трудной ситуации.

  • Дома показывайте ребенку пример — делить что-то между всеми членами семьи, договаривайтесь, обсуждайте что-то. Ребенок бессознательно копирует ваше поведение.

  • Если чужой ребенок силой забрал игрушку у вашего, задача мамы вернуть игрушку своему малышу, объяснив чужому ребенку, что он отобрал игрушку, и ее нужно вернуть.

  • Это очень важно, так как ваш ребенок должен научиться отстаивать свою собственность и защищать себя.

  • Вы можете учить ребенка эмпатии — пониманию чувств и желаний других. Но помните, что способность к этому появляется обычно к 4-5 годам.

  • Научите ребенка радовать близких — покупайте вместе подарки другим, но такие, чтоб ребенку не хотелось оставить их себе, и было легко отдавать

  • После трех лет ребенок хочет играть с другими детьми — и потому его лего учить делиться, меняться. Ему нужны навыки взаимодействия, поводения в коллективе, командные качества — помогите ему их освоить.

  • Играйте с ребенком вместе. Это очень полезно, причем и для ребенка, и для вас. Ребенок обучается игровой этике, а вы расслабляетесь, возвращаетесь в детство, включаете свои творческие способности. Час веселой и раскованной игры с ребенком вполне может заменить час в спа. Только не будьте взрослым занудой, расслабьтесь и получите удовольствие.

  • Когда уходите с площадки, забирайте вашу игрушки у других детей вместе — очень спокойно, поясняя всем участникам, что происходит.

 

 

В каких случаях нужна помощь психолога в связи с темой жадности?

 

  • если ребенок старше 4 лет ни с кем и никогда не делится, не играет вместе

  • если ребенок старше 4 лет не имеет любимых вещей и легко раздает все свои игрушки, не имеет чувства собственности

  • если ребенок очень привязан к порядку во всем, не терпит его нарушения, расставляет все определенным образом, не выносит нарушения привычного

У дошкольников и школьников проявления жадности часто бывают только симптомом, за которым прячутся другие проблемы. А сама жадность — не болезнь.

 

Проблема детской жадности, и жадности вообще, возникает у взрослых, а не у детей. Это взрослый стыд, ярость, страх осуждения и отвержения, взрослая жадность. Жадность, алчность, стяжательство — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников. Однако ребенку до алчности далеко. Он просто хочется развиваться, изучать мир, и при этом укреплять свое я. И это ваше дело — создать для него наилучшие условия.

 

Светлана Костина-Ерыкалова, аналитический психолог, психоаналитик. 2011